Система педагогических научных дисциплин

По мере развития педагогической науки все более усиливается процесс дифференциации ее различных отраслей. Этот процесс интенсивно протекал в XIX–XX вв.

В настоящее время в составе педагогики выделяют отрасли знания, систематизация которых строится по различным основаниям, учитывающим различные аспекты теоретической и практической педагогической деятельности, возрастные особенности воспитуемых и состояние их здоровья, своеобразие образовательных институтов, специфику видов человеческой деятельности и т. п.

Например, общая педагогика изучает педагогическую деятельность. Сравнительная педагогика
(педагогическая компаративистика) сопоставляет системы образования различных стран.
Этнопедагогика изучает традиционную педагогику различных народов. Коррекционная
педагогика (специальная педагогика, дефектология) разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы: олигофренопедагогика – педагогические способы работы с людьми, имеющими отклонения в умственном развитии, сурдопедагогика – со слабослышащими и глухими людьми, тифлопедагогика – с плохо видящими и слепыми людьми, логопедия – с людьми, страдающими нарушениями речи.

Как особые области, ориентированные на возрастные особенности различных категорий людей, выделяют педагогику детства, педагогику юности, педагогику обучения взрослых, андрагогику.

Лечебная педагогика направлена на создание специальных условий по воспитанию и обучению лиц, страдающих различными заболеваниями.

Пенитенциарная педагогика рассматривает проблемы перевоспитания лиц, совершив-
ших преступления и отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы разрабатывают проблемы воспитания и обучения в яслях и в различных образовательных учреждениях.

Выделяют социальную педагогику, занимающуюся проблемами социального воспитания,
семейную педагогику, рассматривающую проблемы организации воспитания в семье,
педагогику досуга, связанную с досуговой деятельностью людей.

Производственная, инженерная, военная, театральная, спортивная и тому подобные виды педагогики направлены на решение педагогических проблем, которые возникают в различных сферах человеческой деятельности.

Анализируя понятийно-терминологический аппарат педагогики, В.М. Полонский констатирует, что к десяткам уже известных видов педагогики в самое последнее время прибавились такие понятия, как «педагогика самоопределения», «педагогика модальности»,«библейская педагогика», «педагогика отождествления», «интегральная педагогика», «неопедагогика», «педагогика развития», «педагогика среды». По его мнению, несмотря на все разнообразие возможных подходов к классификации педагогики, все отношения между этими понятиями могут быть сведены к двум основным: логическому (род – вид) и системно-структурному (часть – целое).

Как следствие, можно прийти к выводу о том, что существует одна общая педагогика, которая включает в себя:

  • теорию обучения (дидактику), изучающую характер и особенности учебного процесса;
  • методологию педагогики, изучающую методы и методику педагогических исследований;
  • теорию воспитания, в центре внимания которой изучение характера и особенностей
    воспитательного процесса;
  • методику воспитания, которая разрабатывает конкретные способы организации воспитательного процесса;
  • методику преподавания, разрабатывающую конкретные способы организации преподавания различных учебных дисциплин;
  • историю педагогики, которая изучает развитие педагогической мысли и практики образования с древнейших времен до наших дней;
  • школоведение (педагогический менеджмент), в рамках которого разрабатываются способы управления системами образования и образовательными учреждениями.

Все перечисленные компоненты общей педагогики суть родовые признаки педагогики как
самостоятельной, развитой области знания; они не связаны между собой отношениями соподчинения и не исчерпывают всего сложного целого.

Возрастная, профессиональная, специальная педагогика выступают видовыми по отношению к общей педагогике. Все, что можно сказать о роде, можно сказать и о виде. В этом смысле каждый из видов педагогики включает методологию, теорию воспитания, дидактику, методику, историю и делится на составляющие ее подвиды:

  • возрастную (дошкольную, школьную, андрагогику, герон-тогогику и т. д.);
  • профессиональную (спортивную, военную, профессиональную и т. д.);
  • специальную (тифлопедагогику, сурдопедагогику, логопедию и т. д.).

Резюмируя, можно сказать, что во всех случаях, в рамках всех «педагогик» речь, по сути,идет о применении общей педагогики к обучению и воспитанию разных категорий учащихся. Это люди самого различного возраста: младенцы и пожилые, дошкольники и студенты. Обучение может проходить в школах, университетах, на курсах повышения квалификации с разными целями и результатами.

Таким образом, классификационные основания деления педагогики могут быть разными.

В целом, по мнению В.М. Полонского, виды педагогики «характеризуют исключительно многоликий человеческий материал, с которым имеет дело воспитатель-педагог, условия и методы образования, его конечные и промежуточные результаты, образовательные стандарты, нормы, ценности, типы и виды учреждений, в которых организуется учебно-воспитательный процесс. Сокращение числа педагогик с нескольких десятков до одной базовой и нескольких ее составляющих представляется необходимым».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)