Система органов государственной власти

В системе органов государственной власти важное значение имеет деятельность Конституционного Суда РФ, который, будучи судебным органом конституционного контроля, обеспечивает режим конституционного строя, верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Ныне действующий Конституционный Суд РФ был учрежден в 1991 г. Его предшественником с аналогичными, но и несколько отличающимися полномочиями был Комитет конституционного надзора СССР (1980 – 1991 гг.). Реформирование Конституционного Суда РФ в 1994 г. в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” внесло определенные изменения в круг его полномочий.

Например, из сферы деятельности Суда были исключены полномочия по рассмотрению по собственной инициативе конституционности правовых нормативных актов, что поставило под сомнение контрольный характер осуществляемых им функций. Общее ограничение этих функций выразилось и в том, что Конституционный Суд РФ уже не вправе оценивать конституционность действий Президента РФ и других высших должностных лиц, а также правоприменительную практику, в том числе судов, и др.

Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные в ст. 125 Конституции РФ, охватывают:

  • разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов и договоров, перечисленных в ч. 2 указанной статьи, по запросам уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц;
  • разрешение споров о компетенции между органами государственной власти в соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ;
  • проверку конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ);
  • толкование Конституции РФ по запросам органов и должностных лиц, перечень которых закреплен ч. 5 ст. 125 Конституции РФ;
  • дачу заключения по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (п. 7 ст. 125 Конституции РФ).

Предметом настоящей книги является анализ деятельности Конституционного Суда РФ по толкованию Конституции РФ, разрешению дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов, проверке конституционности законов в форме правосодержащих актов, т.е. деятельности, результатом которой во многих случаях является формулирование новых правовых норм.

Предпринимая исследование такого правового феномена, каковым является правотворчество Конституционного Суда РФ, автор исходил из следующих основных начал:

  • правотворчество – это, по сути, одна из функций органа государственной власти, в данном случае Конституционного Суда РФ, результатом которой является создание публичных норм, обладающих всеми основными признаками норм правовых;
  • правотворчество, осуществляемое в рамках судебной системы, – это не только прерогатива Конституционного Суда РФ. В той или иной форме данная функция реализуется и в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в том числе Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • судебное правотворчество, осуществляемое в рамках континентальной системы права вообще, и правотворчество, проявляющееся в деятельности Конституционного Суда РФ в особенности, это весьма сложное по источникам, по своим формам и последствиям, многоуровневое правовое явление, существующее фактически и не признаваемое в Российской Федерации официально.

Правотворческие проявления Конституционного Суда РФ, а также судов общей юрисдикции и арбитражных судов нуждаются, безусловно, в официальном признании и правовой урегулированности, заслуживают самого пристального внимания и практического претворения. Отдельные формы правотворческой деятельности Конституционного Суда РФ изучаются и теоретически оцениваются специалистами в различных отраслях правовой науки, а также судьями Конституционного Суда РФ, однако комплексно, во всех ее аспектах, эта проблема еще не поднималась.

Интересно
Информационной и в определенной мере методологической основой настоящей публикации послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области общей теории права, конституционного права, сравнительного права и других правовых отраслей. Среди них: С.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.А. Безуглов, Н.В. Витрук, В.М. Жуйков, А.Л. Кононов, О.Е. Кутафин, В.Р. Лучин, Т.Г. Морщакова, И.Л. Петрухин, В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев, Л.С. Явич и др. Основным же источником при подготовке данной работы стали решения (постановления и определения) Конституционного Суда РФ за все годы его деятельности, законодательные акты, решения других судов, важнейшие международно-правовые акты.

Научная новизна и значимость работы определяются тем, что впервые предпринята попытка раскрыть правотворческие потенции Конституционного Суда, проанализировать конкретные формы, в которых реализуется эта функция, исследовать механизм взаимодействия Конституционного Суда и других судов российской правовой системы в сфере правотворческой деятельности, обозначить серьезные недостатки в статусно-функциональном обеспечении конституционного контроля, предложить к обсуждению перспективные пути к институционализации судебного правотворчества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)