Сиротство как общественное явление на Руси

Сиротство как общественное явление на Руси имеет многовековую историю. Еще в период создания Российского государства началось формирование системы мер по социальной защите детей-сирот. Охрана их прав во многом зависела от религиозных обычаев и установленного общественного порядка тех времен. Каждая общественно-экономическая формация по-разному защищала ребенка-сироту в зависимости от уровня своего развития. Судьба детей-сирот издавна решалась на Руси путем так называемого призрения. Причем, с этим понятием ассоциировалось прежде всего устройство подкидышей, незаконнорожденных. Именно они составляли контингент отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым путем.

Сиротами, говоря о детях, с древнейших времен называли детей бедных крестьян- общинников (X—XIV вв.). Позднее термин «сирота» стал вытесняться термином «крестьяне» (в древнейших актах и грамотах), а в XIV — начале XVIII вв. в обращении к правительству и феодалам «сирота» стало самоназванием не только крестьян, посадских людей, стрелецких и солдатских жен, а также детей. С ростом капиталистических отношений в России к сиротам уже относились дети рабочей бедноты, разорившихся крестьян и ремесленников, а в периоды социально-политических потрясений (крестьянских восстаний, революций и войн) — дети солдат, революционеров, «бунтовщиков» и т. п.

Понятие «сирота» в советское время определялось как «ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя», фактически же с конца 60-х — начала 70-х гг. речь идет о таком антиобщественном явлении в России, как социальное сиротство, опасность которого становится все более очевидной: число детей-сирот по причинам отказа от них со стороны родителей растет с каждым годом.

Историю развития детского призрения в России, вероятно можно начать (за отсутствием других исторических документов), со времен Великого князя Владимира Святого, положившего начало христианизации Руси. Именно он, по крайней мере, это засвидетельствовано в летописях, поручил призрение над сиротами духовенству и сам «раздал сиротам, убогим и странникам великую милостыню». Его приемник, Великий князь Ярослав Мудрый, учредил сиротское училище, где призревал и обучал на свои средства 300 юношей. В Киевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя (как наиболее богатого и могущественного человека), либо возлагалось на церковь, которая уже по одному своему учению и наличию у нее значительных материальных ресурсов должна была заниматься этим, а
благотворительность в отношении неимущих, особенно детей, рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовных побуждений того времени.

Ко времени Ивана Грозного призрение бедных и страждущих, куда в первую очередь входили дети-сироты, уже начало входить в круг задач государственного управления осуществляемого с помощью тогдашних административных учреждений – приказов. Попечение о них также продолжало осуществлять большинство монастырей и частными лицами.

В период «Смутного времени» (начало 17 века) правительство Бориса Годунова особенно заботилось о вдовах и сиротах, причем без различия их подданства и вероисповедания. Как
указывается в летописи Борис Годунов «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным».

Первый из династии Романовых, царь Михаил Федорович, передал открытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Идея постепенного развития социального обеспечения беднейших слоев, прежде всего детей-сирот, воплощается в царствование Алексея Михайловича, когда в связи с укреплением центральной власти были созданы специальные приказы, занимающиеся призрением бедных. В 1682 году в царствование Федора Алексеевича был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись беспризорные дети.

Здесь же впервые (в письменных источниках) ставится вопрос об открытии специальных домов, где они должны обучаться грамоте и ремеслам (первый воспитательный дом был основан в Милане в 787 году архиепископом Датсусом). Этот проект можно рассматривать как наивысшее проявление той эпохи, когда идея государственного призрения детей только зарождалась. При этом на место чувства «нищелюбия», основывающегося на мысли о спасении души, выдвигается идея о необходимости за счет благотворительности по отношению к детям обеспечить одновременно и потребности государства в грамотных и обученных различным ремеслам и наукам людях.

В тоже время нехватка рабочих рук приводила к тому, что государство своими указами и распоряжениями отдавало беспризорных детей в кабалу, как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Поэтому подобное можно считать лишь примитивной формой заботы общества и государства о сиротах. Частные лица и монастыри охотно брали сироту к себе на воспитание. В свою очередь ребенок, оставшийся без родителей, не имел возможности иным способом обеспечить себе пропитание. Такая система «устройства» существовала довольно длительное время – до конца 18 века. Например, городские указы 1767 года позволяли удовлетворять ходатайства купцов о закреплении за ними сирот и «нищенских детей».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)