Синтетический учет материалов

Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведет на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный. Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск – по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.

В дебет счета 10 относят все затраты по их приобретению (покупная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.

Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

  • приобретены у поставщиков: Дебет 10 Кредит 60 – на покупную стоимость, Дебет 19 Кредит 60 – на сумму НДС;
  • от учредителей в счет вклада в уставный капитал: Дебет 10 Кредит 75-1;
  • безвозмездно от других организаций: Дебет 10 Кредит 98-2 «Безвозмездные поступления»;
  • отходы от брака: Дебет 10 Кредит 28;
  • отходы от ликвидации основных средств: Дебет 10 Кредит 91.

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

  1. 10-1 «Сырье и материалы»;
  2. 10-2 «Удобрения, средства защиты растений и животных»;
  3. 10-3 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
  4. 10-4 «Топливо»;
  5. 10-5 «Тара и тарные материалы»;
  6. 10-6 «Запасные части»;
  7. 10-7 «Корма»;
  8. 10-8 «Семена и посадочный материал»;
  9. 10-9 «Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону»;
  10. 10-10 «Строительные материалы»;
  11. 10-11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» (сроком использования до 12 месяцев);
  12. 10-12 «Прочие материалы».

Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журнал-ордер № 10, 10/1 в корреспонденции: Дебет 20, 23, 25, 26, 08, 91, 90 Кредит 10.

В зависимости от учетной политики организации поступление материалов может отражаться с использованием синтетических счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без применения этих счетов.

В первом случае на основании поступивших в организацию документов поставщиков делают запись: Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т.д.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражено: Дебет 10 «Материалы» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

При учете материалов по учетным ценам разницу между их стоимостью по этим ценам и фактической себестоимостью их приобретения (заготовления) отражают на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В организации учета без применения счетов 15 и 16 оприходование материалов в бухгалтерском учете записывают: Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Использовать счет 15 для учета заготовительных операций или вести его на счете 10 «Материалы» – решает само предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)