Синтетический и аналитический учет реализации продукции

Под синтетическим учетом реализации готовой продукции понимается отражение в бухгалтерском учете всего объема отгрузки и отпуска в двух оценках – по фактической себестоимости, по отпускным ценам – с целью выявления финансовых результатов деятельности организации за отчетный месяц или период с начала года и за год.

Реализация готовой продукции отражается на счете 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» – активно-пассивный и частично финансово-результатный по назначению.

Планом счетов предусмотрена возможность открытия субсчетов к счету 90:

  • 90-1 «Выручка»;
  • 90-2 «Себестоимость продаж»;
  • 90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
  • 90-4 «Акцизы»;
  • 90-5 «Экспортные пошлины»,
  • 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На субсчете 1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчете 2 «Себестоимость продаж» – себестоимость продаж, по которым на субсчете 1 «Выручка» признана выручка.

На субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость» – суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

На субсчете 4 «Акцизы» – суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).
На субсчете 5 «Экспортные пошлины» – для учета сумм экс- портных пошлин.

Субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

При ручной обработке учетной информации такое требование можно выполнить, используя журнально-ордерную форму учета и ее регистры. В частности, журнал-ордер 11 и ведомости, открываемые к нему, позволяют накапливать информацию о продажах за соответствующие отчетные периоды.

Однако следует подчеркнуть, что согласно описанию к счету, 90 открытие субсчетов не является обязательным для организации.

Поэтому, проанализировав виды деятельности, виды выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, необходимость в аналитической информации, в раздельном учете для расчета налога на прибыль или НДС, организация должна принять решение о применении указанных субсчетов.

Отказ от использования субсчетов не означает, что отпадает необходимость в под- счете оборотов нарастающим итогом.

Отметим, что субсчета, открываемые к предлагаемому счету, облегчают составление «Отчета о прибылях и убытках» (ф. №2), так как отражают его основные позиции.

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» организуют по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

А в сельском хозяйстве – по направлениям продаж: заготовительным организациям, предприятиям своей системы, магазинам, предприятиям общественного питания, на рынке и др.

В организациях розничной торговли, ведущих учет по продажным ценам, по кредиту счета 90 отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов, а по дебету – их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

В сельскохозяйственных организациях в Дебет 90 «Продажи» в течении года списывается плановая себестоимость реализованной продукции, а по Кредиту отражается выручка в корреспонденции со счетом 62.

В конце года плановая себестоимость по Дебет счета доводится до фактической путем отнесения разниц между рассчитанной фактической себестоимостью в конце года и плановой себестоимостью (суммы экономии сторнируются, суммы перерасхода проводятся дополнительной записью в дебет счета 90 с кредита счетов учета продукции или затрат на производство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)