Симптомы нарушения синтаксического оформления высказывания

Как отмечалось выше, согласно современным моделям порождения речи, необходимыми этапами претворения замысла в речевое высказывание является сначала глубинное, а затем поверхностное синтаксирование.

Существует тесная связь между глубинным (то есть смысловым) и поверхностным (то есть грамматическим) синтаксированием. Несовершенство последнего, трудности при его реализации могут оказывать негативное влияние, накладывают ограничения   на смысловое                          структурирование  и содержательность высказывания.

Ребенок упрощает смысловую сторону высказывания, чтобы облегчить себе процесс его грамматического оформления. Нарушения глубинного синтаксирования обычно проявляются в том, что ребенок оказывается неспособным достаточно подробно и связно (в логическом смысле) излагать свои мысли, его высказывания носят фрагментарный характер, аморфно передают ситуацию.

Особенно резко это проявляется в составлении рассказа по одиночной сюжетной картинке. В меньшей степени — при составлении рассказа по серии картинок. Повествование облегчается в ситуации диалога, когда собеседник своими вопросами задает извне схему изложения мыслей. Данный тип нарушений встречается как у детей с ПНР, так и у умственно отсталых детей.

Симптомом     нарушения     поверхностного      синтаксирования      является преобладание         коротких,         нераспространенных         фраз        упрощенной грамматической конструкции. Не используются причастные и деепричастные конструкции,                         сложноподчиненные     предложения.

Эти     симптомы    могут встречаться как при первичном, так и при вторичном недоразвитии речи (например, у умственно отсталых детей).

Наиболее грубо проявляются они у детей с алалической формой тотального ПНР. Такие дети не только упрощают синтаксис фраз, но и редуцируют их, пропуская знаменательные слова.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)