Симптомы нарушения грамматического (морфологического) оформления высказывания (аграмматизмы)

Ошибки грамматического оформления фраз с помощью системы аффиксов и служебных слов в логопедии называют аграмматизмами. Поскольку аффиксы и служебные слова представляют собой закрытый класс языковых единиц, функционально связанных между собой, то аграмматизмы у детей чаще носят полиморфный характер.

Частота встречаемости разных аграмматизмов — неслучайная величина. Она зависит от двух основных факторов: этапа речевого онтогенеза,     то      есть       ступени  овладения                      парадигматической     системой морфологических средств, используемых для передачи грамматического значения      высказываний,   и      места,     которое                      занимает    определенная грамматическая морфема в данной языковой системе.

Как известно, в онтогенезе грамматики сначала осваиваются беспредложные     конструкции,     а     в     предложных     конструкциях     сначала появляются         флексии,   по     грамматическому     значению соответствующие предложным конструкциям, а позже — соответствующие предлоги.

Обратная ситуация (при наличии предлога — отсутствие соответствующей флексии или использование неверной флексии) считается патологическим симптомом. Как полагает первый из вышеприведенных авторов, «при нормальном развитии речи усвоение предлогов осуществляется после того, как ребенок усвоит основные — главенствующие флективные изменения в словах, т. е. после того, как он научится выполнять операции типа: К12 + Ф…

Поэтому введение в комбинацию К+ Ф третьего элемента П (предлога) не вызывает трудностей (сбоя операций), и ребенок не сводит трехчленную комбинацию П + К + Ф к более простым двучленным комбинациям».

По мнению Н. С. Жуковой, при неправильном использовании флексий и служебных слов наблюдаются определенные предпочтения,     которые соответствуют примерному порядку их появления в ходе нормального онтогенеза речи.

Типы аграмматизмов:

а) Пропуски служебных слов — предлогов, союзов. По нашим наблюдениям, предлоги опускаются детьми значительно чаще, чем союзы. Н. С. Жукова отмечает, что в предложных конструкциях дети с аномальным развитием речи при правильном оформлении конца слова в 50% случаев опускают предлоги.

При неправильном употреблении флексий, по ее наблюдениям, дети значительно реже опускают предлоги. На определенном этапе развития детям трудно оперировать одновременно двумя языковыми единицами: предлогом и флексией.

В онтогенезе в связи с ресурсными              ограничениями между      ними складываются      конкурентные отношения. Аналогичные закономерности описывает и Д. Слобин (1984). По мнению С. Н. Цейтлин (2000), можно предполагать несколько причин пропуска предлогов:

1)     отсутствие      предлога     в     языковом     сознании      ребенка,     то     есть несформированность предложной системы,

2) артикуляторные трудности произнесения кластеров (если использование предлога создает кластер 13),

3) слоговая элизия. Н. С. Жукова (1994) полагает, что артикуляторные трудности не являются причиной пропуска предлогов.

Для    дифференциации     этих     случаев    необходимо    проанализировать представительный массив высказываний ребенка. Кроме того, С. Н. Цейтлин предлагает для той же цели сравнить употребление предлога и понимание соответствующей предложной конструкции. Если ребенок не понимает предлога и не употребляет его, значит, его нет в языковом сознании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)