Школы развития менеджмента

Исторический путь эволюции менеджмента как науки насчитывает немногим свыше ста лет, хотя первые попытки организации промышленного производства на научных основах были отмечены в Англии уже в первые десятилетия 19 века. Так, инженерной службой литейного цеха лондонской компании

«Бультон, Уотт энд Ко» еще в 1820-х годах проводились исследования по рациональному размещению машин и механизмов в цехе с целью организации линий поточного производства металлоизделий.

Для этого весь производственный процесс расчленялся на дробную серию последовательных операций, каждому работнику отводилась определенная стандартизированная функция, а рабочие места подвергались некоему прообразу современной аттестации, сообразно квалификационным нормативам и функциональной специализации: слесарные работы, кузнечные, ремонтные и так далее.

Отправным пунктом развития теории индустриального менеджмента, по мнению авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента, целесообразно считать 1886 г., когда Г. Таун (1844-1924) – президент мануфактурной компании «Йель энд Таун» – на ежегодном собрании Американского инженерного общества инженеров-механиков (ASME) представил доклад на тему: «Инженер как экономист». В нем он впервые поставил вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы научного знания и профессиональной специализации, по своей практической значимости равноценной инженерному труду.

Таун доказывал: менеджмент должен быть конституирован в особую науку со своим предметом, литературой и ассоциациями, поскольку лишь в этом случае предприниматели и менеджеры смогут извлекать взаимную выгоду из совместного опыта.

Основы изучения менеджмента были заложены реальным опытом людей, управлявшими первыми фабриками и фирмами. Однако менеджмент не признавался в качестве важной составляющих успеха или неудачи фирмы до тех пор, пока не возникло сравнительно много предприятий со схожими проблемами, превративших деловое администрирование в особое искусство и род занятий, независимые от конкретной фирмы или отрасли промышленности.

Среди пионеров менеджмента следует выделить Хьюго Мюнстерберга (1863-1916). Он был зачинателем промышленной психологии, проблемам которой посвятил книги: «Психология и индустриальная эффективность» (1913) и «Психология бизнеса» (1918).

Индустриальный менеджмент обязан своим возникновением увеличению удельного веса организационно- управленческих проблем в производственном процессе. Одна из его первоочередных задач состояла в том, чтобы добиться возможно более высокой отдачи от труда рабочих.

Школа научного менеджмента. Формирование этой школы, получившей широкую известность во всем мире под наименованием «научный менеджмент» или «научная организация труда», совпало со вступлением мира в 20 век. Научный менеджмент наиболее тесно связан с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.

По Тейлору, администрация призвана выполнять следующие задачи:

  • разрабатывать научными методами каждый элемент работы, заменив прежние примитивные эмпирические методы;
  • на научной основе производить отбор, развитие и обучение рабочих, тогда как раньше рабочие были предоставлены сами себе, поскольку основное внимание уделялось системе машин;
  • соединять рабочих и науку воедино, внушать им мысль, что вся их деятельность строится в соответствии с принципами науки;
  • обеспечить более строгое разделение труда между рабочими и менеджерами таким образом, чтобы на стороне первых концентрировался исполнительский труд, а на стороне вторых – распорядительство и надзор.

Школа человеческих отношений. Двух ученых – Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно Мери Паркер Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

На рубеже 20-х и 30-х гг. стали формироваться предпосылки, двумя десятилетиями позже приведшие к качественно иной ситуации в управлении. В условиях начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость поиска новых форм управления, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим уклоном.

Цель этих методов заключалась в устранении деперсонализованных отношений на производстве, свойственных теориям научного менеджмента, а также бюрократически моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Научный контроль за производственным процессом вводился ради достижения экономических задач предприятия рациональными и эффективными методами. Однако ничего подобного не наблюдалось в области межличностных взаимоотношений между предпринимателями и работниками.

Школа науки о поведении. Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого – бихевиористского18 – направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга.

Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа количественных методов. Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)