Семья как социальный институт, ее происхождение и функции

Семья является простой формой социального института. Но простой она является только по форме, ибо, в действительности, для общества это важнейший социальный институт воспроизводства и социализации поколений.

Интересно
Российский исследователь А.Г.Харчев определяет семью как «основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью». Это определение не учитывает ряд новых явлений.

Получается, что если не оформлен брак, то это уже не семья; если у супругов нет общих детей, то, если следовать за этим определением, их союз не основан на кровном родстве и, следовательно, не является семьей.

Уж не говоря о том, что данное определение никак не учитывает брачные отношения между гомосексуальными или лесбийскими парами, что в некоторых современных западных обществах определяется как форма семьи.

Социология семьи интересуется именно групповым, а не индивидуальным в семейной жизни, рассматривает и подчеркивает именно групповое качество семейной жизнедеятельности.

Конечно, социология семьи не может оставаться безразличной к индивиду, но все же рассматривает его как члена семьи, как составную часть целого. Семья, по сути, одна из самых уникальных социальных общностей.

Были и продолжаются дискуссии ученых о том, является ли семья социальным институтом или ее правильнее называть только социальной группой. Есть подходы совместить семью как социальный институт и как группу (семья как социальный институт и как социальная группа).

Действительно, у разных семей разные социальные структуры, разные стадии и этапы семейного цикла, разное количество членов семьи.

Одно дело – семья из двух человек и, тем более без детей, и другое дело – огромная деревенская семья с прочными связями вокруг отца семейства. Наверное, в этом смысле надо различать семью как социальный институт и как малую социальную группу.

Но большинство российских исследователей пытаются соединить эти разные черты и трактуют семью как уникальный исторический феномен, соединяющий в себе свойства и социального института и малой, первичной группы.

Различают понятия «семья» и несколько наукообразный термин «ядро семьи». Семья обычно существует около 20-30 лет и время ее существования во многом зависит от существования ядра семьи – супружеской пары. Жена, муж и общие, не выделившиеся из семьи, дети могут входить в понятие «семейного ядра».

Однако исчезновение «ядра семьи» еще не означает уничтожения семьи. Например, семья продолжает существовать (ибо остаются функции семьи), если в семье остаются маленькие дети, но нет одного из родителей (т.е. нет или разрушено ядро семьи).

Правда, следует помнить, что понятие «семейное ядро» – лишь научная категория, в реальной жизни все может выглядеть сложнее. Время существования «ядра семьи» и реальных семейных отношений между людьми могут не совпадать.

Семья начинается обычно с брака, который является формой отношений между мужчиной и женщиной, наиболее признанной обществом и совершается при опосредованном участии государства.

С его помощью общество упорядочивает и санкционирует (т.е. законно разрешает) их отношения и устанавливает супружеские, родственные права и обязанности друг перед другом и перед детьми.

В случае развода установленные брачные отношения позволяют надеяться на более справедливое распределение нажитого имущества, на сохранение обязанностей супругов по воспитанию и содержанию детей. Когда брак не был установлен, одной из сторон может оказаться трудно добиться этих прав.

Правда, существует также представление, что любовь и семья (брак) в принципе не совместимы. Это идет из древней Греции, где возникли эти различия, потому что семейная жизнь и «социальная» жизнь сильно разнились: греки-мужчины проводили подавляющее время вне семьи, в то время как женщина-гречанка вела затворнический образ жизни.

Именно поэтому в древней Греции считали, что среди олимпийских богов стрелам Эрота не были подвержены три богини – Афина Паллада, Артемида и Гестия. Последняя, как богиня очага, т.е. семьи, не подвержена была стрелам Эрота потому, что семья и страсть в представлении греков были не совместимы.

Чужая жена, гетера или просто свободные от брака и семьи члены общества смело могли вступать в любовно-страстные отношения, но питать любовь-страсть к собственному мужу (жене) грекам не приходило в голову.

Поэтому страстные отношения заменялись основательными, верными и искреннедобры ми семейными отношениями, которые понимались как типичные для греческой семьи того исторического периода.

Основные функции семьи: Репродуктивная – продолжение рода, рождение детей.

Воспитательная, или функция социализации – включения ребенка в общество.

В семье закладывается тип структуры личности, приоритеты ценностей. Чем более конфликтной, проблемной будет первичная семейная группа, тем конфликтнее будет вхождение индивида и во вторичные группы и в социальную структуру обществу.

Интересно
Хозяйственно-экономическая – удовлетворение материальных потребностей семьи. Получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и содержание нетрудоспособных членов общества.

Коммуникативная, или духовного общения. Развитие личности идет под влиянием членов семьи, их духовных, личностных взаимоотношений. До определенного времени семья является чуть ли не единственным интерпретатором ценностей.

Досуговая – организация рационального досуга, совместные интересы и т.д.

Эмоциональная, или психологическая – получение психологической разгрузки и эмоциональной поддержки, развитие личной эмоциональной сферы. В том числе служит социальным стабилизатором сексуального поведения людей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)