Семиотика первичного недоразвития речи

Вышеприведенная характеристика состояния вопроса в полной мере приложима к семиотике недоразвития речи у детей. Среди описаний логопатологических симптомов и синдромов наиболее подробно представлены расстройства звуковой стороны речи, хуже — лексико-грамматические нарушения, и совсем слабо — патопсихологическая и психопатологическая феноменология.

Попыткой систематического описания звуковых нарушений можно считать традиционную группировку нарушений звукопроизношения на ротацизмы, лябдацизмы, сигматизмыит. п.

Однако   такая         группировка    носит        формально-лингвистический характер и не отражает даже принадлежности феномена к патологии. Например, сигматизм (как и ротацизм, лямбдацизм), то есть нарушение произношения свистящих звуков, в определенном возрасте является нормой.

Кроме того, данный термин не раскрывает сути отклонения от нормы даже на феноменологическом уровне. Ошибка может выглядеть как замена, искажение,     смешение.        Неразработанность       языка     описания     состояний недоразвития речи серьезно тормозит объективное их изучение.

Таким образом, обзор исследований, посвященных недоразвитию речи у детей, демонстрирует недостаточную разработанность ряда методологических позиций, некоторые виды патологии не изучены феноменологически, медико-психологический аспект проблемы исследован крайне слабо.

По существу, отсутствует самостоятельное научное направление, которое бы объединяло исследования, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин: психолингвистики, психологии, медицины, физиологии и логопедии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)