Ряд распределения

Практически любой вид анализа (независимо от типа шкалы) начинается с формирования ряда распределения, что является первым шагом в обобщении данных по-лученных от каждого конкретного респондента. Ряд распределения — это оформленная соответствующим образом запись результатов подсчета количества респондентов, отметивших каждый из вариантов ответов на поставленный в анкете вопрос.

Обобщенные данные по каждому пункту анкеты на-зываются переменными (поскольку ответы одних респондентов могут отличаться от ответов других) в контексте статистического анализа и признаками в контексте социологического анализа.

Исследователь может проводить анализ по каждой отдельно взятой переменной; может проводить анализ по двум переменным и показывать связь между ними; может проводить анализ по нескольким переменным и показывать различные типы связей между ними.

Когда исследователь анализирует результаты ответов на один, отдельно взятый вопрос анкеты, такой вид анализа называется одномерным, когда исследователь включает в анализ две переменные и устанавливает характер связи между ними, такой вид анализа называется двумерным, когда исследователь устанавливает характер связей между несколькими переменными, такой вид анализа называется многомерным. Одномерный анализ используется практически в каждом исследовании; большинство исследователей проводит также и двумерный анализ.

Многомерный анализ (факторный, кластерный и др.) требует достаточно высокого уровня подготовки з области математической статистики, необходимой, если не для того, чтобы уметь «вручную» выполнять те процедуры, которые в настоящее время «помогает» выполнить компьютер, то, по крайней мере, для того, чтобы подобрать адекватный метод, «чувствовать» смысл и содержание значений получаемых числовых результатов. Поэтому тем исследователям, которые хотят овладеть процедурами многомерного анализа, можно посоветовать обратиться к специальной литературе.

В данном пособии мы подробнее остановимся на процедурах, проводящихся в рамках одномерного и двумерного видов анализа, которые чаще всего используются в технологии стандартного анализа результатов массовых опросов. Мы приведем основные правила описания, представления и ин¬терпретации полученных результатов и остановимся на наиболее распространенных ошибках, допускаемых исследователями на этом этапе работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)