Результаты Французской буржуазной революции

Французская буржуазная революция 1789 г. оказала большое влияние на формирование новых правовых институтов и категорий, основанных на естественно-правовой доктрине прав человека – институтов коллективных прав, прав народа как единого целого.

Среди многочисленных актов, принятых в дни французской революции, следует отметить «Предложение», внесенное депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г., а также проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г.

Оба документа составили своеобразный кодекс международного права: постепенно принципы и идеи, в них сформулированные, получили международное признание, а в XIX в. составили стержень международного права.

В первой статье «Предложения» Вольнея торжественно заявлялось, что Национальное собрание «рассматривает весь человеческий род как составляющий одно единое общество, целью которого является мир и счастье всех и каждого из его членов».

Во второй статье говорилось, что «в этом великом обществе народы и государства, рассматриваемые как личности, пользуются теми же естественными правами и подчиняются тем правилам правосудия, как и личности в отдельных обществах». Правосубъектность индивидов и государств была поставлена на одну ступень, что соответствовало господствовавшим в то время идеям естественной школы права.

Декларация аббата Грегуара состояла из 21 статьи. Некоторые из них существенно дополняли «Предложение» Вольнея. В статье 1 говорилось, что народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль.

Центральное место в Декларации занимала ст. 6, в которой подчеркивалось, что народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают. Многие из положений Декларации Грегуара вошли в другие государственные и внешнеполитические акты революции.

Одним из выдающихся документов французской революции являлась Декларация прав человека и гражданина. Декларацию международного права аббат Грегуар предложил как раз в дополнение к ней.

Первое место среди всех принципов, провозглашенных Французской буржуазной революцией, принадлежит признанию народного суверенитета. Об этом свидетельствуют обе декларации Вольнея и Грегуара, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г.

Интересно
Впоследствии принцип народного суверенитета был воспринят многими конституциями. При этом буржуазная доктрина наряду с принципом народного суверенитета выдвигала и принцип естественных и неотъемлемых прав человека. И тот и другой принципы выводили из «естественного закона», который ставит предел и народному суверенитету.

19 ноября 1792 г. Конвент принял декларацию, в которой провозглашалось: «Национальный конвент объявляет от имени французской нации, что сочтет все народы братьями и окажет помощь всем народам, которые хотели бы отвоевать свою свободу, и поручает исполнительной власти дать генералам нужные приказания, дабы оказать помощь этим народам и защищать граждан, которые подверглись или могли бы быть подвергнуты преследованиям за дело свободы».

Понятие народного суверенитета тесно связано с принципом народного самоопределения и народной свободы в выборе формы политического уклада. Предполагается, что в ситуации, когда народ желает политического самоопределения в любой форме, для него не должно быть в этом препятствий.

Свидетельством осуществления названных принципов должно служить проведение плебисцита как обязательной предпосылки любых территориальных изменений.

В якобинской Конституции 1793 г. по этому поводу говорилось, что «территория принадлежит нации», что Французская республика «торжественно отказывается от присоединения иностранных областей к своей территории, если это не происходит на основе выраженного желания населения».

Именно посредством плебисцита к Франции были присоединены Авиньон (14 сентября 1791 г.), Савойя (27 ноября 1792 г.), Ницца (15 сентября 1793 г.) и т.д.

Сам институт плебисцита, согласно воззрениям французских революционных деятелей, опирался на принципы народного суверенитета, территориального верховенства, невмешательства во внутренние дела других государств.

Французская революция внесла свой вклад в развитие международного права прав человека как зарождающейся и постепенно оформляющейся отрасли международного права.

Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах Руссо, Гроция, Локка, Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт – Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., в которой утверждалось: «Лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий».

Интересно
Среди наиболее важных положений Декларации ст. 1 («Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах») и ст. 2 («Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека.

Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»). Признавалось (ст. 3), что источником суверенитета является лишь сама нация, что «свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому» (ст. 4).

Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека – свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозгласила также презумпцию невиновности, свободу совести, свободное выражение мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан.

Ряд положений Декларации прав человека и гражданина были впоследствии, через 150 лет, включены во Всеобщую декларацию прав человека, утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Достаточно упомянуть ст. 1, говорящую о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, и ст. 3, предусматривающую, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.

Значительное внимание в документах французской революции уделялось статусу иностранцев. В Конституции Франции 1791 г. прямо говорится: «Иностранцы, независимо от того, имеют ли они оседлость во Франции, наследуют своим родственникам, иностранцам или французам.

Они могут заключать договоры на имущества, находящиеся во Франции, и принимать таковые и располагать ими на равных началах с французскими гражданами всеми теми способами, которые разрешены законами. Иностранцы, которые находятся во Франции, подчиняются тем же уголовным и полицейским законам, что и французские граждане».

В конституциях периода революции и в международных договорах немаловажное место уделялось праву убежища, ранее не получавшему оформления. Право убежища, провозглашенное французской революцией, коренным образом отличалось от существовавшего в эпоху феодализма.

Оно стало подлинным правом политического убежища. Законодательные акты революции не только выделили его политический характер, но и признали политические мотивы единственным основанием для его предоставления.

Речь шла о предоставлении права убежища «борцам за дело свободы», и поэтому оно носило прогрессивный, общедемократический характер. «Французская республика предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам» (Конституция 1793 г.).

При этом в международных договорах в вопросах предоставления убежища предусматривался принцип взаимности. Так, ст. 22 мирного договора между Францией и Республикой Соединенных Провинций (1795 г.) гласила, что Республика Соединенных Провинций обязуется не давать убежища ни одному французскому эмигранту.

Как следствие этого, Французская республика не даст убежища никому из эмигрантов – приверженцев Оранского дома.

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что вопросы международно-правовой защиты прав личности на основе демократического принципа всеобщего политического равенства заняли видное место в годы революции.

Основным обеспечительным механизмом в этот период выступала сама концепция естественного права и идеи равенства при использовании стандартных правозащитных механизмов (в частности, суда).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)