Рецензия на повесть Распутина Василий и Василиса

Валентин Григорьевич Распутин – один из писателей, который рассказывает о проблемах села. Он родился в деревне Усть-Уда Ир­кутской области. Детство провел в селе Атамановка, расположен­ном близ Ангары. Деревенское детство сильно повлияло на Распутина, и основой его прозы были не городские противоречия, а проб­лемы деревни.

Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характе­ром. У остальных же кажущаяся мягкость – это в действительно­сти просто слабость.

Ф. де Ларошфуко

В повести “Василий и Василиса” основным предметом изобра­жения является раскрытие сущности деревенской жизни, отноше­ний, складывающихся между односельчанами.

Основной пробле­мой стоит вопрос не мирового Масштаба, А обыденные социальные отношения между людьми. Автор пытается показать на примере главных героев нравственную проблему души всего крестьянства в стране.

Василий – обыкновенное русское имя, которое может иметь любой сельский парень. Василиса – имя сказочное, его можно встретить в русских народных сказках и былинах. Василиса Пре­красная, Василиса-царевна и т. д. Этими исконно русскими имена­ми автор хотел показать, что на их месте могут быть и другие обыкновенные люди, что таких же деревень тоже много.

Знакомство с главным действующим лицом начинается со строк:

“Вот уже почти тридцать лет Василий живет в амбаре, сред­нем среди трех, стоящим одной постройкой”.

Недаром Распутин делает акцент на слово “средний”. На протяжении всего произведе­ния Василий занимает среднюю позицию: его бросила жена, но он не ушел, он остался жить в своем амбаре, но, с другой стороны, и не делал попыток вернуться к ней.

Правильна ли эта золотая сере­дина? О героине мы узнаем из начала повести: она никому не дове­ряет и делает всю работу сама, поздно ложится и рано встает, она верит в Бога и все время вздыхает:

“Вздохи у нее имеют множество оттенков – от радости и удивления до боли и страданий”.

Весь ее день расписан не по часам, а по самоварам:

“Первый Самовар, вто­рой, третий…”

Причиной ее конфликта с мужем была потеря ре­бенка, в которой был виноват пьяный Василий. Уже тридцать лет они живут в соседних домах, каждый день видятся, но между ними потеряно звено взаимопонимания:

“Будто не видят друг друга… и только каждый из них знает о присутствии другого”.

Связующим элементом между ними автор ставит их сына Петра. Петр – “сред­нее” между матерью и отцом. Он не любит тайгу, как Василий, мать называет его “отиком”, Хотя он и не является неисправимым лентяем.

Он поставлен связным компонентом между родителями.

Интересно
Переломным эпизодом в сюжете и во взаимоотношениях Васи­лия и Василисы писатель делает свадьбу Василия на приезжей швейке Александре. Именно она становится тем катализатором, который действует на Василисин характер. Это и подтверждает суе­та, когда задержавшаяся Александра натыкается на Василису. В этом эпизоде Распутин раскрывает пик накала страстей.

Василиса, уверенная в своих силах, неожиданно получает ответ, который ошеломляет ее:

“Хочешь выжить меня? Не выйдет! Все равно он с тобой жить не будет… Он мой! Ты ему не нужна, не нужна, не нужна!”

После этих слов идет развязка:

“Василиса опешила… ста­ла чувствовать себя виноватой”.

Героиня задумывается, а права ли она была?

Нужно ли ей это было?

Не случайно автор заканчивает свое произведение сценой про­щания. Ведь Василиса верит в Бога, и по законам христианства она должна мужа простить. Осознав, что он наделал, поняв свою вину,

Он понимает состояние Василисы. А поняв ее, ему уже нечего де­лать на этом свете, и он умирает.

Распутин умело использует монологи героев для более полного раскрытия их образов и метаморфоз, происшедших за все время повести.

Например, Василиса в начале повести обращается с сыном ласково, по-матерински, ближе к концу, когда Петр принимает сторону отца и его новой жены, Василиса относится к нему нелас­ково, нервозно. Василий говорит сыну, чтобы он не продавал ру­жье, чтобы о нем осталась память, следовательно, он считает, что достоин того, чтобы о нем вспоминали.

Писатель показывает, как в деревню пришли новые времена, новые возможности, а она живет по старым законам.

При чтении повести мне сразу же вспомнился “певец русской земли” С. А. Есенин. Хотя их и разделяет полувековой период, но оба автора рассказывают о судьбе деревни.

В образе Василисы я уз­нал Катерину из “Грозы”. Но только если Катерина борется с “до­мостроевским” обществом Кабанихи, то Василиса собирает в себе бунтарский дух всех крестьянских жен, угнетенных беззаконием системы.

Хотя эта повесть и неактуальна в сегодняшнее время, но все равно она оставит свой след в истории русской литературы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)