Решетка «упразднить – снизить – повысить – создать»

Для повышения эффективности предыдущего метода предложили третий инструмент «стратегии голубого океана», позволяющий четче зафиксировать возможные действия менеджмента компании.

Решетка «упразднить – снизить – повысить – создать»

В дополнение к предыдущим методам предлагается четвертые инструмент – модель «трех дополнительных характеристик СГО». Она помогает уточнить стратегическую канву отрасли.

Следует поработать с тремя дополнительными характеристиками:

  1. Фокусирование – предполагает выделение 1–2-х главных факторов конкуренции и сосредоточение на них внимания менеджмента организации. Обычно это уникальные факторы, компетенции, которыми другие предприятия не владеют. Данные компетенции стараются довести до совершенства, сделать их максимально ценными для потребителя.
  2. Дивергенция – означает действовать прагматично, не реагировать на все традиционные требования рынка, выделять и делать только то, что нужно и полезно с точки зрения развития фирмы. В связи с этим можно вспомнить Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который не делал ничего лишнего, не выполнял общепринятые правила, если они усложняли его деятельность, мешали работе, а исполнял только те общественные нормы, которые помогали что-то улучшить, изменить, повысить эффективность, как сейчас говорят.
  3. Девиз – нужно попытаться сформулировать правдивый, короткий, привлекательный девиз, отражающий суть новой стратегии. Этот девиз должен быть ярким, понятным и привлекательным для покупателя продукции фирмы.

Последовательно применяя инструменты СГО, можно, во-первых, проанализировать ситуацию в отрасли, сравнить между собой реальных конкурентов; во-вторых, выделить выгодные вашей фирме факторы конкуренции; в-третьих, спроектировать новую кривую ценности предприятия, на основе которой и будет сформулирована стратегия организации.

На практике, разрабатывая стратегию, вам, видимо, придется изобразить график стратегической канвы отрасли два или три раза. Первый график формируют, когда диагностируют положение дел, конкуренцию в отрасли.

Второй раз стратегическую канву проектируют, когда используют другие, рассмотренные нами выше, инструменты СГО, с помощью которых выбирают новую стратегию бизнеса.

В этом случае изображают две кривые ценности организации. Одна кривая ценности отражает положение фирмы в отрасли.

Вторая кривая ценности является графическим изображением новой стратегии организации, «стратегии голубого океана». Ее получают, применяя «модель четырех действий», стратегическую решетку и дополнительные характеристики СГО.

«Стратегия голубого океана» учит менеджмент предприятий мыслить системно, учитывая самые разнообразные факторы конкуренции, особенно те, которые никогда и никем раньше в расчет не принимались, большинству специалистов даже и в голову не приходило, что какие-то элементы деятельности следует рассматривать в качестве возможных факторов конкуренции.

Интересно
Чтобы действовать в рамках СГО, нужно обязательно отказаться от стереотипов, постараться хотя бы чуть-чуть выйти за пределы традиционных подходов, правил и норм, но не забывать о системности и ценностном характере любой эффективной, приводящей к успеху, деятельности.

В качестве примера можно сослаться на советский, а теперь российский военно-промышленный комплекс. В городе Северодвинске находится секретный центр атомного кораблестроения, где формируют ядерный морской щит страны.

В 2008 году завод «Севмаш» сдал русскому флоту сверхсекретную подводную лодку «Лошарик», которая является уникальной и единственной в мире, способной, представьте себе, погружаться на глубину 6 тысяч метров (для остальных предел – до тысячи метров). Как это возможно? Это сказки? Нет. Все просто и гениально! Для тех, кто мыслит парадоксально и нетривиально.

Лодка сделана, подобно детским игрушкам – лошадкам, осликам, собранным из шариков, нанизанных на резинку. Корпус атомохода состоит из шарообразных отсеков. Благодаря такой форме корпус лодки способен выдерживать чудовищное давление воды на огромной глубине. Остальным это не по силам.

Данный пример показывает, что в основе системного подхода СГО находится методика реконструкции (изменения) рынка.

Реконструкция границ рынка – это изменение традиционных границ рынка, выход за пределы отрасли, привычного рыночного пространства и свойственного ему традиционного менеджмента и маркетинга.

Данный метод позволяет не ввязываться в конкурентную борьбу, не тратить на нее время, а, наоборот, постараться вырваться из мира жесткой конкуренции, сферы «кровавых алых океанов», заняться чем-то новым, непривычным, но содействующим достижению успеха, без нанесения прямой обиды традиционному конкуренту.

Как же на практике предлагается осуществлять реконструкцию границ рынка? Ответ таков: следует ориентироваться на «систему шести путей» формирования «стратегии голубого океана».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)