Религиозная (культовая) деятельность

Культ (лат. cultus – уход; почитание) – система обрядов, с помощью которых происходит мистическое общение человека с Богом, с миром сверхъестественного. Культовая деятельность являет собой реализацию религиозной веры в системе действий определенной социальной группы или отдельных индивидов. Она, во многом, носит символический характер, и именно как некая система символов присутствует и функционирует в процессе социального взаимодействия. Во время отправления культа происходит так называемая «драматизация мифа», придавая духовно-практический характер религиозному мировосприятию.

Культовая система состоит из ряда обрядов, ритуалов, церемоний. Религиозные обряды представляют собой стереотипичные действия, установленные религиозной традицией или обычаем, символизирующие религиозно-мифологические представления, в процессе которых осуществляется взаимодействие с сакральными предметами, нахождение в сакральном пространстве и т.д.

К обрядам прибегают в первую очередь там и тогда, где и когда человек не уверен в собственных силах и вынужден обращаться к сверхъестественным существам за помощью, поддержкой, санкцией или одобрением тех или иных поступков и действий. Наиболее полно эта ситуация описана английским этнографом Б. Малиновским в работе «Магия, наука и религия». Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов Тробриан, Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магические обряды в земледелии при посадке клубневых растений, урожай у которых бывает изменчив.

Но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не используется. Эти наблюдения позволили Б. Малиновскому сделать вывод, что сфера магии – это деятельность повышенного риска. Сверхъестественное приходит на помощь человеку, когда не существует надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, когда над ним господствует случайность и неопределенность. Именно это и заставляет его полагаться на помощь могущественных сверхчеловеческих сил и совершать религиозные обряды.

К религиозным обрядам относятся также инициации (обряды перехода), люстрации (очистительные обряды) и многие др.

К культовым действиям относятся также жертвоприношения и молитвы, в том числе умилостивительные.

Жертвоприношение – это добровольный отказ во имя Бога или других сверхъестественных сил от того, что обладает реальной или символической ценностью для жертвователя. В христианстве смысл жертвы – благодарность Богу за все, что он дарует. Молитва – словесное обращение человека к сверхъестественному существу с благодарностью, восхвалением, просьбой о помощи. Молитвы бывают как индивидуальные, так и коллективные. Совершение молитв происходит во время богослужений в храмах, молитвенных домах, на кладбищах и т. д.

В процессе этих молитв участники богослужения испытывают воздействие друг на друга как психологическое, так и контролирующее. Участие в коллективной молитве может происходить по различным мотивам, в том числе и не по религиозным. Индивидуальная, уединенная молитва, как правило, происходит только на основе религиозной мотивации. Поэтому многие социологи считают ее важным признаком подлинной религиозности.

В развитых религиях культовые действия образуют сложную систему богослужений, совершаемых по особому канону (в христианстве это так называемые «круг годичного богослужения» и «круг суточного богослужения); каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминаниям особых событий, или памяти различных святых. В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды. В процессе богослужений с помощью культовых действий (чтение священных книг, хоровое песнопение, игра музыкальных инструментов, проповеди, коллективные молитвы, совершение обрядов, коленопреклонение и т.д.) в сознании верующих воспроизводятся религиозные образы, символы, мысли, возбуждаются соответствующие эмоции.

Значительную роль в культовой системе играет эстетическая сторона – использование различных видов искусства – архитектура, музыкальное искусство, живопись, витражи, арабески, иконопись – призваны усиливать положительные эмоции и религиозные чувства верующих людей. Помимо этого существуют религиозные праздники, которые также являются частью религиозного культа (в православии, например, это двунадесятые, великие и престольные праздники).

Во время отправления культа члены религиозной общности совершают определенные практические коллективные и индивидуальные действия, направленные на священное, сверхъестественное и т.д. Это могут быть жертвоприношения, магические действия, таинства, мистерии, богослужения. Их особенность состоит в том, что это совокупность повторяющихся, зачастую регулярных действий в строго определенном порядке – образцы поведения, называемые религиозным ритуалом.

В процессе ритуальной деятельности члены религиозной группы переживают определенный набор коллективных, социально упорядоченных чувств, эмоций (страх, стыд, умиление, покорность, восторг, любовь и т.д.), основанных на мифологическом сознании, на мифе, который описывает, объясняет, духовно воспроизводит ритуальные социальные действия. Последние представляют собой драматизацию мифа, его духовно-практическое, социальное воспроизводство в коллективных действиях верующих. В ритуале они играют определенные социально-религиозные роли: шаманы, жрецы, священники, простые адепты вероучения и т.д.

Культовые служащие имеют власть, управляют ритуальными действиями (епископы, пресвитеры, старейшины в христианстве, имамы в исламе и др.). Другие члены религиозной общности – миряне – управляемые субъекты.

Коллективные действия по отношению к священному порождают и поддерживают социальные чувства членов религиозной общности в отношении друг друга: любви, братства, альтруизма, лояльности, взаимности, уважения, преданности, а также другие социальные отношения, как знаки солидарности религиозного формообразования. В процессе культовой деятельности происходит общение верующих друг с другом, сплочение религиозного сообщества.

Вышеизложенное согласуется с точкой зрения американского социолога Р.К. Мертона, который выделял явные и латентные функции религиозного культа. Явные функции осознанны и религиозно мотивированы, регулируют действия участников и приспосабливают их к религиозной системе. Латентные функции неосознанны и непреднамеренны, но при этом способствуют приспособлению или адаптации социальной единицы к этой системе. К примеру, магические ритуалы, помимо своей явно практической функции, выполняют при этом еще и латентные функции укрепления солидарности, периодически собирая разрозненных членов группы для участия в общей деятельности.

Связь с природой также имеет преимущественно социальный характер. Если она опосредована религией, то приобретает религиозно-социальный характер: поведение индивида в «колдовском лесу», группы в «священной роще» или на «священной горе» отличается от поведения в не сакральных местах; пищевые запреты часто не связаны с полезными или вредными для человека физиологическим свойствами съедобных продуктов, а религиозные ритуалы воздействия на природные стихии, плодородие или плодовитость, на здоровье имеют явно выраженный социальный характер.

Религиозный культ играет значимую роль в цементировании религиозной общности. Культовая деятельность субъектов религиозной общности жестко регламентирована. Именно в культе религиозные доктрины получают свое конкретное воплощение. Культ и религиозная доктрина являются сердцевиной того, что, с одной стороны, сплачивает и интегрирует эту «общность»; с другой стороны, выделяют ее среди других общностей, придавая ей статус определенной религиозной общности.

Средствами воздействия церкви и общины на формирование религиозной личности являются:

  • отправление совместных культовых действий (богослужения). Во время отправления религиозного культа происходит интенсификация психики верующего, манифестация его чувств и эмоций, что обеспечивает эмоциональную разрядку верующего. Отправление религиозного обряда воспроизводит и укрепляет также у верующего сложившиеся религиозные стереотипы и канонические установки;
  • религиозная проповедь, в которой преобладают темы морали и разъяснения культового действа;
  • религиозная литература, формирующая мировоззрение и миропонимание верующего.

Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей – «состояние нужды индивида, группы, института в движении и воспроизводстве религиозного сознания», в котором воспроизводятся религиозные образы, символы и т.д. и возбуждаются соответствующие эмоции, «…деятельности, поведения, отношений, общения, организаций; они выполняются в процессе выполнения соответствующих функций»149. Религиозные потребности очень многоплановы: воплощение в жизнь существующих в сознании верующего идеальных образов желаемого будущего; духовное возрождение, сохранение традиций и культуры; защита от болезней и несчастий, надежда на счастье в ином мире и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)