Регулирование торгового судоходства в открытом море

1. Понятие открытого моря подразумевает все части Мирового океана, которые не подпадают под суверенитет или юрисдикцию прибрежных государств и, следовательно, не входят в состав исключительной экономической зоны, территориального моря или внутренних вод какого-либо государства, а также в архипелажные воды – воды государств-архипелагов. Юридической основой режима торгового судоходства в пределах указанного пространства являются соответствующие положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Существо этого режима сводится к тому, что открытое море открыто для пользования всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Пользование этим морским пространством осуществляется на базе принципа свободы открытого моря, включающего, в числе прочих свобод, свободу судоходства, рыболовства, проведения морских научных исследований, а также свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов и других установок, полетов в воздушном пространстве над водами открытого моря.

В Конвенции специально подчеркивается, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Одновременно подчеркивается, что, осуществляя вышеперечисленные свободы, государства обязаны должным образом учитывать заинтересованность других стран в пользовании свободой открытого моря, в том числе их права в отношении эксплуатационной или иной деятельности в подводных пространствах – на континентальном шельфе и в пределах Международного района морского дна.

2. Реализуя принцип свободы открытого моря, судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняться исключительной юрисдикции этого государства, причем судно не может сменить своего флага во время плавания или стоянки в порту, кроме случаев действительного перехода прав собственности на него или изменения регистрации.

Конвенцией установлено, что каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, порядок их регистрации на своей территории и право плавать под его флагом.

Особо оговаривается, что судно, плавающее под флагом двух или более государств, пользуясь ими по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей со стороны любого другого государства и, наоборот, может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

В подобном случае судно не может рассчитывать на оказание ему правовой защиты со стороны какого-либо государства и, более того, оно может быть подвергнуто актам вмешательства, предусмотренным применимыми международными договорами, в частности, согласно Конвенции 1982 г., может быть остановлено и подвергнуто осмотру военным кораблем любой страны с последствиями процессуального порядка, которые будут зависеть от результатов осмотра, включая задержание и конвоирование в ближайший порт для производства административных или судебных действий.

3. Каждое государство обязано эффективно осуществлять над судами, плавающими под его флагом, над их капитанами, офицерами и экипажами свою юрисдикцию и контроль в административных, технических и социальных вопросах. Для выполнения таких правомочий между судном и государством его флага должна существовать реальная связь, благодаря которой данное государство и будет способно реализовать вышеприведенные властные функции по отношению к судну.

В таких целях государство должно вести реестр судов его национальности, имеющих определенный (минимальный) тоннаж и мощность двигательной установки, внося в реестр наиболее существенные тактико-технические данные судна. Государство флага судна должно принимать необходимые меры для обеспечения безопасности мореплавания в том, что касается проектирования и конструирования судна, его оборудования и годности к плаванию, комплектования, квалификации, условий труда и обучения членов экипажа с учетом применимых международных актов, пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения при нахождении в море или в порту.

На борту судна, получившего национальность какого-либо государства, должны постоянно находиться действительные (не просроченные) сертификаты, свидетельства, дипломы и другие определенные применимыми нормативными актами документы, составленные по определенной форме.

4. К числу мер, проведение которых необходимо для должного выполнения государством вышеперечисленных обязанностей, Конвенция 1982 г. относит следующие:

  • каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени должно инспектироваться квалифицированными судовыми инспекторами и иметь на борту такие карты, мореходные издания, навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;
  • каждое судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности должен соответствовать типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;
  • капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж должны быть полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения, предотвращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и обязаны соблюдать такие правила.

Принимая все перечисленные выше меры, государства обязаны придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики, предпринимая все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.

5. Согласно Конвенции 1982 г., любое государство, имеющее явные основания полагать, что юрисдикция и контроль в отношении какого-либо судна надлежащим образом не осуществляются, может сообщить о таких фактах государству флага этого судна.

Последнее, в свою очередь, обязано расследовать данный вопрос и, когда это уместно, принять любые меры, требующиеся для исправления сложившегося положения. В обязанности государства флага судна входит также организация расследований каждой морской аварии или навигационного инцидента, случившегося в открытом море с участием этого судна, если при этом имели место гибель граждан другого государства, нанесение им серьезных увечий, серьезный ущерб судам или установкам этого другого государства либо морской среде.

В подобных ситуациях то и другое государства сотрудничают в проведении соответствующих расследований: в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является.

Точно так же только государство, выдавшее диплом судоводителя или свидетельство о квалификации (либо иное разрешение на исполнение функций, связанных с мореплаванием), является компетентным в области административной ответственности, чтобы после должной процедуры отобрать эти документы даже в том случае, если их владелец не является гражданином государства, их выдавшего. Что же касается самого судна, то ни его арест, ни задержание не могут быть произведены в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага этого судна.

6. Важной особенностью мореплавателей, находящихся в открытом море, как это установлено Конвенцией 1982 г., является обязанность капитана, вменяемая ему государством флага, оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, если такие действия могут быть совершены без того, чтобы судно, экипаж или пассажиры подверглись серьезной опасности. В обязанность капитана вменяется также следование со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.

В случае столкновения судна с другим судном обязанностью капитана является оказание последнему, его экипажу и пассажирам, когда это возможно, помощи, причем такому судну должно быть сообщено наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно намеревается зайти.

7. Конвенцией 1982 г. установлен ряд запретов в отношении деятельности судов в открытом море. Так, каждое государство обязано принимать эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, плавающих под его флагом, наказания за такие перевозки – для предупреждения пользования его флагом для такой цели.

В максимально возможной степени государства сотрудничают в пресечении в открытом море, как, впрочем, и в любом другом месте за пределами его национальной юрисдикции, пиратства, под которым понимаются неправомерные акты насилия, задержания или любого грабежа, совершаемых с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна, любых актов добровольного участия в использовании какого-либо судна, являющегося пиратским, а также любых деяний, состоящих в подстрекательстве или содействии совершению пиратства.

Сохранение или утрата национальности пиратским судном определяется внутренним правом того государства, которым она была этому судну предоставлена. Пиратское судно может быть захвачено любым государством, а находящиеся на нем лица и имущество могут быть арестованы. Судебные учреждения государства, совершившего такой захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и о мерах, которые должны быть приняты в отношении судна или имущества, без нарушения, однако, прав третьих лиц, действующих добросовестно.

8. Конвенция 1982 г. установила также запреты в отношении незаконной торговли наркотиками или психотропными веществами и несанкционированного вещания из открытого моря, когда такие действия совершаются в нарушение соответствующих международных конвенций или правил. Предусматривается возможность сотрудничества государств в целях пресечения подобных правонарушений.

При этом любое лицо, совершающее подобное деяние, может быть привлечено к ответственности в суде государства флага судна, в суде государства, гражданином которого это лицо является, в суде государства регистрации вещательной установки, суде государства, где могут приниматься несанкционированные передачи, и, наконец, в суде государства, санкционированному вещанию которого чинятся помехи.

9. Для реализации прав и обязанностей, установленных Конвенцией 1982 г. для обеспечения нормального правопорядка в открытом море, ею предусматривается, что военный корабль, встретивший иностранное судно, когда имеются разумные основания подозревать его в занятии пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием или в том, что оно не имеет национальности, – такой корабль может произвести проверку права этого судна на флаг, а после проверки документов, если указанные подозрения остаются, произвести дальнейший досмотр. Окончательные результаты данной процедуры будут зависеть от итогов осуществленных мер вмешательства.

Чтобы исключить возможность необоснованного задержания иностранных торговых судов, в Конвенцию 1982 г. включены специальные положения, которыми устанавливается обязанность военных кораблей, осуществляющих досмотровые операции, проводить таковые со всей возможной осмотрительностью.

В тех случаях, когда подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, оправдывающих эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)