Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)

1. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные, включая грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.

Должны быть также указаны район плавания судна, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна судовладельцу, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.

Тайм-чартер заключается в письменной форме. Если в тайм-чартере не предусмотрено иного, фрахтователь в пределах, предоставляемых ему тайм-чартером прав может от своего имени заключать аналогичные договоры с третьими лицами на весь срок действия тайм-чартера или на часть такого срока. Такой договор с третьими лицами, именуемый субтайм-чартером, не освобождает фрахтователя от исполнения им условий тайм-чартера, заключенного с судовладельцем.

2. В обязанности судовладельца в рамках договора фрахтования судна на время входит приведение судна в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю, что предполагает принятие мер по обеспечению годности судна – его корпуса, двигателя, оборудования – для целей фрахтования, по его укомплектованию экипажем и надлежащему снаряжению судна.

Судовладелец не несет ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости, т.е. являются скрытыми недостатками.

В течение срока действия тайм-чартера судовладелец обязан также поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа.

3. В обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна КТМ РФ вменяет следующие:

  • пользование судном и услугами членов экипажа лишь в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером;
  • оплата стоимости бункеровки и других связанных с коммерческой эксплуатацией судна расходов и сборов;
  • возврат судна судовладельцу по окончании срока действия тайм-чартера в том же состоянии, в котором оно было получено фрахтователем, с учетом нормального износа судна;
  • уплата сумм за несвоевременный возврат судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или порыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером;
  • участие в распределении между собой и судовладельцем доходов, полученных в результате спасания с использованием данного судна.

В случае, если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В подобных ситуациях фрахтователь несет ответственность перед судовладельцем. Освобождение фрахтователя от ответственности перед судовладельцем лишь за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного судна, может иметь место, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя.

4. Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Освобождение фрахтователя от уплаты фрахта и расходов на судно может иметь место за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие его немореходного состояния. Когда судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на получение фрахта, предусмотренного тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу убытков.

В случае просрочки фрахтователем уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки. При гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить нельзя, – по день получения последнего известия о судне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)