Общая авария

1. Под общей аварией согласно положениям КТМ РФ понимаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии: судна, фрахта и перевозимого судном груза. Общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием действий, названных выше.

Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости, во время и в месте окончания общего морского предприятия, к составу которого причисляется и случай, когда одно или несколько судов буксируют или толкают другое судно (другие суда) при условии, что все они участвуют в коммерческой деятельности, но не в спасательной операции.

Правила, применяемые к общей аварии, действуют также в отношении мероприятий по сохранению судов и их грузов, если таковые имеются, от общей опасности.
Считается, что судно не подвергается общей опасности вместе с другим судном (другими судами), если в результате простого отсоединения от другого судна (других судов) оно находится в безопасности. В случае, если отсоединение представляет собой акт общей аварии, общее морское предприятие продолжается.

Нижеследующие правила применяются, если соглашением заинтересованных сторон не установлено иное. Если это предусмотрено соглашением сторон, а также в случаях неполноты подлежащего применению закона при определении рода аварии, определении размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются Йорк-Антверпенские правила об общей аварии и другие применимые обычаи торгового мореплавания.

Право на возмещение убытков в порядке распределения общей аварии сохраняется и в случае, если опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине одной из сторон договора морской перевозки груза или третьего лица. Однако такое распределение не лишает участника общей аварии права на взыскание с ответственного лица причиненных убытков.

2. Общей аварией признаются расходы на заход судна в порт или иное место убежища либо возвращение судна в порт или иное место погрузки груза вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности.

В случае, если расходы на заход судна в место убежища или возвращение его в место погрузки груза признаются общей аварией, к ней должны быть отнесены также расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или часть его из такого места.

Расходы на заработную плату и довольствие членов экипажа судна, топливо и предметы снабжения, произведенные в связи с продлением рейса в результате захода судна в место убежища или возвращения его в место погрузки при вышеуказанных обстоятельствах, признаются общей аварией.

Это правило применяется и к расходам на перемещение судна из места убежища, в которое судно зашло и в котором его ремонт не может быть проведен, в другой порт или другое место, в том числе к расходам в связи с временным ремонтом судна, его буксировкой и удлинением рейса.

3. Общей аварией признаются расходы на перемещение груза, топлива или предметов снабжения на борту судна либо выгрузку их в месте погрузки груза, месте захода судна или месте убежища судна, произведенные ради общей безопасности в целях получения возможности устранить повреждения судна, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если устранение их необходимо для безопасного продолжения рейса.

Вышеназванные расходы не признаются общей аварией, если:

  • расходы произведены исключительно в целях переукладки груза, топлива или предметов снабжения, вызванной их смещением во время рейса, и такая переукладка произведена не ради общей безопасности;
  • выявленная в месте погрузки груза необходимость ремонта судна вызвана его повреждениями, не связанными с каким-либо несчастным случаем или другими имевшими место во время данного рейса чрезвычайными обстоятельствами.

Расходы на обратную погрузку либо укладку груза, топлива или предметов снабжения, выгрузка или перемещение которых проводились при обстоятельствах, описанных выше, вместе с расходами на хранение, в том числе на страхование, тоже признаются общей аварией. Это же касается расходов, произведенных в связи с задержкой судна, вызванной проведенными мероприятиями по погрузке, укладке и т.д.

К общей аварии относятся и расходы, произведенные на временный ремонт судна в месте погрузки груза, месте его захода или месте убежища, осуществленного ради общей безопасности либо для устранения повреждений, причиненных вследствие общеаварийных пожертвований. Расходы на временное устранение случайных повреждений, необходимое для завершения рейса, возмещаются только в размере тех предотвращенных расходов, которые были бы отнесены к общей аварии, если такое устранение не было бы проведено.

4.1) Расходы на спасание, произведенные участвующими в общем морском предприятии сторонами, если спасание осуществлялось в целях обеспечения общей безопасности, сохранения имущества от общей опасности, признаются общей аварией независимо от того, осуществлялось ли спасание на основании договора или иным образом. Такие расходы должны включать в себя вознаграждение за спасение, при определении которого принимаются во внимание мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде.

2) В качестве общей аварии при наличии вышеприведенных признаков, в частности, признаются:

  • убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, а также убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в том числе вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;
  • убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;
  • убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли быть судно вынесено на мель само;
  • убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии с мели;
  • чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна посредством перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из судна на лихтеры, на найм лихтеров и на обратную их погрузку на судно, а также другие понесенные вследствие этого убытки.

3) Расходы, вызванные мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде, относятся к общей аварии, если они произведены в одном из следующих случаев или во всех следующих случаях:

  • как часть операции, которая осуществлена ради общей безопасности, но которая, если бы она была предпринята стороной вне общего морского предприятия, давала бы этой стороне право на вознаграждение за спасение;
  • при условии захода судна в порт либо выхода судна из порта или места при обстоятельствах, связанных с несчастным случаем или другим чрезвычайным фактом;
  • при условии задержки судна в порту или месте при обстоятельствах, приведенных в предыдущем абзаце, причем в случае, если фактически имеет место утечка или слив загрязняющих веществ с судна, расходы, вызванные необходимыми в связи с этим дополнительными мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде, не признаются общей аварией;
  • в связи с выгрузкой, складированием или обратной погрузкой груза, если расходы на указанные операции признаются общей аварией.

4) Признаются также общей аварией:

  • убытки от повреждения или гибели груза, топлива или предметов снабжения, причиненные в результате перемещения таковых на судне, выгрузки из судна, обратной погрузки на судно и укладки, а также в результате их хранения, если расходы на осуществление всех таких операций признаются общей аварией;
  • потеря фрахта, вызванная утратой груза, если такая утрата возмещается в порядке распределения общей аварии, причем в таком случае из фрахта исключаются расходы, которые в целях получения фрахта были бы произведены судовладельцем, но вследствие пожертвования не были произведены;
  • любые дополнительные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей аварии, – заменяющие расходы, возмещаемые только в размере предотвращенных расходов независимо от экономии, полученной кем-либо из участников общей аварии в результате таких заменяющих расходов.

5. Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, перечисленные выше, а также убытки, перечисляемые ниже, признаются частной аварией и не подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом:

  • стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;
  • убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;
  • убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;
  • убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на плаву;
  • любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса: в связи с простоем, изменением цен и т.д.

6. 1) Составляющие общую аварию убытки от повреждения судна, его машин или принадлежностей определяются исходя из стоимости ремонта, исправления или замены того, что повреждено или утрачено. Если же ремонт судна не производился, убытки от повреждения судна определяются в сумме, на которую стоимость судна уменьшилась в результате повреждения и которая согласно смете не выше стоимости ремонта судна.

2) В случае, если судно полностью погибло или даже не погибло, но расходы на его ремонт превысили бы стоимость судна после ремонта (полная конструктивная гибель), убытки, признаваемые общей аварией, составляют разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии за вычетом из нее не относящейся к общей аварии стоимости устранения повреждений согласно смете и суммой чистой выручки, которую можно было бы получить от продажи того, что осталось от судна.

3) Относящиеся к общей аварии убытки от гибели или повреждения груза определяются в соответствии со стоимостью груза в момент его выгрузки, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, а при отсутствии счета – на основании стоимости груза в момент его выгрузки. При этом стоимость груза на момент его выгрузки включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находится на риске грузовладельца.

В случае продажи поврежденного груза относящиеся к общей аварии убытки составляют разницу между стоимостью груза в непосредственном состоянии и чистой выручкой от продажи груза.

Убытки от повреждения или гибели предметов, погруженных на судно без ведома судовладельца или его агентов, а также от повреждения или гибели грузов, которые намеренно сданы для их перевозки с неправильным наименованием, не признаются общей аварией. В случае, если такое имущество спасено, его владельцы обязаны участвовать на общем основании во взносах по общей аварии.

Владельцы грузов, стоимость которых при сдаче их для перевозки объявлена ниже их действительной стоимости, участвуют во взносах по общей аварии в соответствии с действительной стоимостью грузов, но получают возмещение убытков только в соответствии с объявленной стоимостью грузов.

4) Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные ею убытки действительно должны быть признаны общей аварией. Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение 12 месяцев со дня окончания общего морского мероприятия.

В случае, если такое заявление не подано, или в течение 12 месяцев после запроса о таком заявлении лицо не представит доказательства с целью обоснования заявленного требования либо данные о стоимости имущества, диспашер вправе составить диспашу на основе имеющейся у него информации; при этом диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной.

При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний (в области судовождения, судостроения, ремонта судна, оценки судов, грузов и других), диспашер вправе поручить подготовку соответствующего заключения назначенному им эксперту. Такое заключение оценивается диспашером наравне с другими доказательствами.

Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для ознакомления, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать заверенные им копии данных материалов.

5) Ошибки в расчетах, обнаруженные в диспаше после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по своей инициативе или по заявлению лиц, между которыми распределена общая авария, посредством составления дополнения к диспаше – аддендума, являющегося ее составной частью.

Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение 6 месяцев со дня получения диспаши или аддендума к ней с обязательным извещением об этом диспашера посредством направления ему копии искового заявления.

Диспашер вправе или, если потребуется, обязан принять участие в рассмотрении спора о диспаше в суде и дать объяснения по существу дела. Суд, рассматривающий спор о диспаше, может оставить диспашу в силе, внести в нее изменения или отменить ее и поручить диспашеру составить новую диспашу в соответствии с решением суда.
Если диспаша в установленный срок не оспорена в суде или оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней может быть произведено в порядке, установленном российским законодательством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)