Регистрация судов и прав на них

1. Право собственности и иные вещные права на судно, а также их ограничения (обременения) – ипотека, доверительное управление и другие подлежат регистрации, как и другие сведения о судне, в Государственном судовом реестре или судовой книге, причем эта операция рассматривается как единственное доказательство существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. За регистрацию судов и за любые вносимые в реестры или книги изменения взимаются сборы, определяемые в порядке, установленном законодательством.

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов: судно, зарегистрированное в судовом реестре иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге лишь после его исключения из иностранного судового реестра.

В бербоут-чартерном реестре судно, зарегистрированное в реестре иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под флагом РФ.

Регистрация осуществляется на основании заявления фрахтователя судна с приложением ряда документов, в том числе:

  • выписки из иностранного судового реестра, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника и залогодержателя зарегистрированной ипотеки или иного обременения;
  • письменного согласия собственника судна и залогодержателя на перевод судна под Государственный флаг РФ;
  • исходящего от компетентных властей иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, документа, подтверждающего, что право плавания под прежним флагом приостановлено на срок предоставления судну права плавания под российским флагом;
  • оригинала и копии бербоут-чартера;
  • свидетельства о годности к плаванию;
  • мерительного свидетельства;
  • пассажирского свидетельства (для пассажирских судов);
  • сведений об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;
  • документа, подтверждающего, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с положениями КТМ РФ;
  • решения соответствующего федерального органа исполнительной власти о присвоении судну названия.

При наличии всех перечисленных документов, которые должны быть действительными, непросроченными, производится регистрация судна и выдается свидетельство о праве плавания судна под флагом РФ на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну такого права.

2. Регистрация судна производится на имя собственника или собственников, причем в судовой реестр (судовую книгу) вносятся следующие основные сведения:

  • порядковый регистрационный номер судна и дата его регистрации;
  • настоящее и прежнее название судна, порт (место) прежней регистрации и дата аннулирования таковой;
  • позывной сигнал судна;
  • наименование судостроительной верфи, место и год постройки;
  • тип и назначение судна, район его плавания;
  • основные технические характеристики, включая валовую и чистую вместимость, полную грузоподъемность, главные размерения;
  • имя, гражданство и адрес собственника (собственников);
  • доля каждого из собственников в общей долевой собственности;
  • основания возникновения права собственности на судно или часть его (договор купли-продажи, договор на постройку и др.);
  • имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;
  • имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
  • данные о зарегистрированной ипотеке судна, если она установлена надлежащим образом;
  • основание и дата исключения судна из Государственного реестра судов или из судовой книги.

При временном переводе судна под флаг иностранного государства в Государственный судовой реестр РФ или в судовую книгу вносятся дополнительно к перечисленным выше следующие основные сведения:

  • указание о федеральном органе исполнительной власти, принявшем решение о переводе судна под флаг иностранного государства, и дата принятия такого решения;
  • срок, на который допускается перевод судна под флаг иностранного государства;
  • название государства, под флагом которого судну разрешено плавать;
  • имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;
  • дата, с которой приостанавливается право плавания судна под Государственным флагом РФ.

На собственника или фрахтователя судна возлагается обязанность сообщать в орган, в котором зарегистрировано судно, о любом изменении сведений, вносимых в Государственный реестр или бербоутный реестр в течение двух недель со дня, когда им стало известно о таком изменении.

3. Первоначальная регистрация построенного судна должна быть осуществлена в течение одного месяца со дня его спуска на воду, а судна, приобретенного за пределами России, – в течение одного месяца со дня его прибытия в российский морской порт.
Повторная регистрация судна может быть осуществлена в случае, если в результате происшествия или любой другой причины оно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в Государственный судовой реестр или судовую книгу. Такая операция производится после освидетельствования судна и получения свидетельства о его годности к плаванию.

В регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если:

  • с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
  • не соблюдены требования об исключении судна из предыдущего реестра;
  • документы, представленные на регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством;
  • лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
  • правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
  • права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими регистрации в соответствии с положениями КТМ РФ.

Из Государственного судового реестра подлежат обязательному исключению суда погибшие или пропавшие без вести, конструктивно погибшие, утратившие качества судна в результате перестройки или любых других изменений либо переставшие соответствовать требованиям, установленным положениями КТМ РФ.

При этом под судном, пропавшим без вести, понимается судно, от которого не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, из которого поступило последнее известие о нем, до порта назначения. Следует учитывать, что такой срок не может быть меньше, чем один месяц, и более 3 месяцев. В условиях военных действий такой срок не может быть меньше 6 месяцев.

Поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если оно не может быть восстановлено ни в месте его нахождения, ни в любом другом месте, куда оно могло бы быть доставлено, а также если его ремонт экономически нецелесообразен.
Лица, уклоняющиеся от обязательной регистрации судов, зарегистрировавшие их с нарушением установленного порядка или нарушившие обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры, несут административную ответственность в соответствии с российским законодательством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)