Применимое право

1. Право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, в том числе если объект гражданских прав находится за пределами РФ, определяется в соответствии с международными договорами РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ, другими законами и признанными в РФ обычаями торгового мореплавания.

Стороны договора, предусмотренного положениями КТМ РФ, могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по данному договору.

При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяются правила настоящего Кодекса. Наличие такого соглашения не может повлечь за собой устранения или уменьшения ответственности, которую в соответствии с КТМ РФ перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза или багажа либо просрочку их доставки.

2. Право собственности и другие вещные права на судно, а также возникновение, переход и прекращение таких прав определяются законом государства флага судна. К вещным правам на судно, которому временно предоставляется право плавать под флагом другого государства, применяется закон государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены им флага. Права на строящееся судно определяются законом государства, в котором судно принято к постройке или строится, если иное не предусмотрено договором о постройке судна.

3. Правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Отношения между судовладельцем и членами экипажа регулируются законом государства флага судна, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между всеми этими лицами, если таковые являются иностранными гражданами.

Выбор сторонами трудового договора права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда последних по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве.

4. Права на имущество, затонувшее во внутренних морских водах или в территориальном море, а также отношения, возникающие в связи с затонувшим имуществом, определяются законом государства, в котором имущество затонуло.
К судам, затонувшим в открытом море, находящимся на них грузам и иному имуществу применяется право государства флага судна.

5. Отношения, возникающие из договора морской перевозки груза, договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, договора морского страхования, тайм-чартера, бурбоут-чартера, регулируются законом государства, предусмотренным соглашением сторон, а из договора морской перевозки пассажира – законом государства, указанным в билете пассажира.

При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения сторон, возникающие из договоров, регулируются законом государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства сторона, являющаяся:

  • перевозчиком – в договоре морской перевозки;
  • судовладельцем – в договоре морского агентирования, тайм-чартере и бербоут-чартере;
  • владельцем буксирующего судна – в договоре буксировки;
  • доверителем – в договоре морского посредничества;
  • страховщиком – в договоре морского страхования.

6. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения, возникающие из общей аварии, регулируются законом государства, в порту которого судно закончило рейс после происшествия, вызвавшего общую аварию.

В случаях, если все лица, интересы которых затронуты общей аварией, принадлежат к одному и тому же государству, применяется закон данного государства. Отношения, возникающие из столкновения судов во внутренних морских водах и в территориальном море, регулируются законом государства, на территории которого произошло столкновение. Если же столкновение произошло в открытом море и спор рассматривается в РФ, применяется право РФ и, конкретно, правила, содержащиеся в КТМ РФ.

К отношениям, возникающим из столкновения судов, плавающих под флагом одного и того же государства, применяется закон данного государства независимо от места столкновения судов.

При причинении ущерба от загрязнения с судов нефтью правила, содержащиеся в КТМ РФ, применяются к:

  • ущербу от загрязнения с судов нефтью, причиненному на территории РФ, в том числе в территориальном море и в исключительной экономической зоне РФ;
  • предупредительным мерам по предотвращению или уменьшению такого ущерба, где бы они ни принимались.

При причинении ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ правила, установленные на этот предмет КТМ РФ, применяются к:

  • любому ущербу, причиненному на территории РФ, в том числе в территориальном море;
  • ущербу от загрязнения окружающей среды, причиненному в исключительной экономической зоне РФ;
  • ущербу иному, чем ущерб от загрязнения окружающей среды, причиненному за пределами территории РФ, в том числе территориального моря, если такой ущерб причинен опасными и вредными веществами, перевозимыми на борту судна, плавающего под флагом РФ;
  • предупредительным мерам по предотвращению или уменьшению ущерба, где бы они ни принимались.

При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к отношениям, возникающим из спасания судна и иного имущества во внутренних водах и территориальном море, применяется закон государства, в котором имело место спасание, и, если спасание осуществлялось в открытом море и спор рассматривается в РФ, применяются правила, установленные положениями КТМ РФ.

В случае, если спасавшее и спасенное суда плавают под флагом одного и того же государства, применяется закон государства флага судна независимо от того, где имело место спасание. К распределению вознаграждения между владельцем спасавшего судна, его капитаном и другими членами экипажа судна применяется закон государства флага судна и, если спасание осуществлялось не с судна, закон, под действие которого подпадает договор, регулирующий отношения между спасателем и его работниками.

7. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены КТМ РФ, применяются правила международного договора.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)