Развитие социологической мысли в России

Причины возникновения социологии в России теснейшим образом связаны с разложением феодально-крепостнической системы производства, повлекшей за собой разрушение основных социально-политических институтов. Бурное развитие мануфактурного производства требовало освобождения крестьян от крепостнической зависимости и вместе с тем ограничения абсолютной власти церковной идеологии.

Важно отметить, что вплоть до ХVIII в. (реформы Петра I) русская социальная мысль развивалась в религиозной форме, что существенно ограничивало возможности становления светского научного знания. Огромную роль в пробуждении русского национального самосознания сыграла победа России над наполеоновской армией в 1812 г., открывшая двери европейской просветительской мысли.

Существенно и то, что мировоззренческая ориентация русских социологов заметно отличалась от позиции представителей европейской социологии, исповедовавших принцип «свободы от ценностных суждений». Особенно волновали передовых русских мыслителей вопросы будущего развития России, которые они тесно связывали с решением проблем общественного прогресса, его содержания, в том числе и «цены прогресса».

Несмотря на цензурные ограничения, в России быстро перево-дились и издавались работы наиболее известных западных социо-логов: Г.Спенсера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля и др. Валериан Николаевич Майков (1823—1847) впервые познакомил Россию с идеями О.Конта.

В своей статье «Общественные науки России» (1845) он, не принимая контовский термин «социология», ставит задачу формирования новой «социальной философии» как общественной науки о законах социальной жизни различных народов. Александр Иванович Галич (1783—1848), известный русский социальный психолог, заложил основания антропологической традиции русской философской и социологической мысли.

Одну из первых попыток создания основ теоретической социологии предпринял Николай Иванович Надеждин (1804—1856). Он же сформулировал идею исторического подхода к рассмотрению социальных фактов.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) внес особый вклад в определение сущности социальных преобразований в России. В своем знаменитом «Философическом письме» он призывает найти новые способы осмысления социальных фактов исходя из единства человеческой истории и ее законосообразного характера.

Чаадаев сформулировал задачи, во многом определившие пути дальнейших философских и социологических исследований в России. «У меня, — писал он, — есть убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество».

Лев Ильич Мечников (1838—1888) — географ, социолог, публицист, один из самых видных представителей натуралистического (социал-органицистского) направления в русской социологии, сторонник школы географического детерминизма. В его концепции, которая отличалась большой самобытностью, решающая роль в развитии общества отводилась влиянию гидрологического фактора (рек, морей, океанов).

Отличие социологического подхода к изучению общества от биологического он видел в том, что первый акцентирует внимание на изучении принципов солидарности и кооперации в мире живых существ, а второй изучает явления борьбы за существование.

Именно в стремлении людей к кооперации и социальной солидарности он усматривал решающее отличие общественной жизни от биоорганической. Поэтому социальная солидарность, а точнее степень ее свободного осуществления, является для Л.И. Мечникова главным критерием общественного прогресса.

Задача социологии заключается в том, чтобы раскрыть причины, побуждающие людей к социальной солидарности. На первых этапах человеческой истории, по мнению Л.И. Мечникова, решающую роль играют подневольное принуждение и деспотическая власть, к чему побуждает людей необходимость борьбы с природной стихией.

В переходный период подчинение постепенно вытесняется раз-делением труда (социальной дифференциацией), порождающим зависимость людей друг от друга. И наконец, на высшей ступени общественного прогресса, характеризующейся полной свободой и самостоятельностью людей, социальная солидарность осуществляется в форме добровольного союза. В трактовке критериев общественного прогресса у Л.И. Мечникова заметно влияние анархистских идей М.А. Бакунина.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)