Развитие семейно-брачных отношений в России

Россия безусловно является частью современного индустриального общества, которое стремительно вступило в третье тысячелетие нашей эры. Что же изменилось со времени появления первых исторических форм семейно-брачных отношений? Чем живет сегодняшняя семья? Что ждет ее в будущем?

Традиционному и современному обществу соответствуют две различные модели воспроизводства населения (репродуктивного поведения) и семейно-брачных отношений, отражающиеся в терминах «традиционная семья» и «современная семья».

Традиционная семья — это семья, основанная на принципах традиционного общества с родственно-семейной организацией жизни.

Современная семья — это семья, существующая в условиях со-временного индустриального общества.

Сопоставим два данных типа семьи по ряду существенных признаков.

  1. Для традиционализма (фамилизма) характерен родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. В современной семье родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида.

 

  1. Основная экономическая единица аграрного общества — семейное домохозяйство, где, как правило, все взрослые работают дома, и не за плату, а на себя. Современная модель семьи, в том числе и российской, связана с разделением дома и работы.

В современном обществе происходит переход от семейного производства к семейному самообслуживанию. Сегодня наемный труд на предприятиях оплачивается независимо от статуса индивида в семейно-родственной иерархии.

Семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), но перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах развивается потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность помимо гигиенических и физиологических процессов дополняется потреблением услуг различных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи вне дома.

Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство.

  1. Незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме контрастирует с резким размежеванием дома и внесемейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений во внешнем окружении в условиях модернизации.
  2. Социальная и территориальная мобильность, связанная при традиционализме с тем, что сыновья наследуют социальный статус
  • профессиональную специализацию отца, отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации.
  1. Система ценностей фамилизма, в иерархии которой первые места занимают такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вклада в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере модернизации становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система семьецентризма уступает место системе эгоцентризма.
  2. Происходит переход от централизованной расширенной семей-но-родственной системы, состоящей из трех поколений, при доминировании старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида (депривация личности от семьи, изоляционизм).
  3. Наблюдается переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
  4. «Закрытая» система выбора супруга сменяется «открытой», основанной на межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты, хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным контрактом.
  5. Происходит переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности. Этот переход устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни посредством приближения к физиологическим границам — срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака.
  1. Квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше изменений в семейно-брачных отношениях является переход от эры стабильной системы норм многодетности к эре по-степенного исчезновения многодетной семьи с исторической сцены.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)