Развитие сенсомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития, для которого характерны такие основные признаки, как проблемы коммуникации, сложности социального взаимодействия, наличие стереотипного поведения (ритуалов, повторяющихся движений и действий).

Ограничения коммуникации связаны с различными речевыми нарушениями у таких детей – монотонная речь; эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи); полное или частичное отсутствие устной речи; плохое понимание обращенной речи, невербальных выражений и жестов и др.

Социальное взаимодействие представляет для детей-аутистов особую сложность, отчасти это связано с коммуникативными проблемами, кроме того, с их поведенческими и иными особенностями. Дети с РАС не интересуются людьми и не понимают их, у них есть сложности в установлении зрительного контакта и социально-эмоциональной взаимности.

Помимо социальных, коммуникативных и поведенческих проблем, страдают так же интеллектуальные способности детей с РАС. Степень интеллектуальной недостаточности может быть разной, но, в любом случае, это становится источником проблем в обучении и приводит к различным видам дезадаптивного поведения.

Описанные признаки аутистического расстройства сопряжены с рядом особенностей состояния здоровья аутичных детей: судорожной активностью; проблемами со сном, питанием и пищеварением; слабым развитием общей и мелкой моторики; сенсорной чувствительностью и другими.

Интересно
Все эти состояния усугубляют, либо вообще порождают те или иные аутичные проявления. Поэтому становится очевидным, что коррекционная работа с детьми- аутистами должна предусматривать учет данных состояний, медикаментозное лечение или иные меры воздействия.

Отдельно хотелось бы остановится на сенсорных и моторных функциях, которые, на наш взгляд, являются своего рода фундаментом, отправной точкой в обозначенной коррекционной работе. У подавляющего большинства детей с аутизмом имеются нарушения сенсомоторной сферы, различающиеся по характеру и степени выраженности, которые зачастую и запускают цепочку так называемого «необычного поведения»: тики, тремор, застывание в одной позе, постоянные фразы или звуки, вычурные жесты, стереотипные движения (трясут руками, раскачиваются, прыгают, стучат по парте, щелкают пальцами и т. п.).

Такие стереотипные формы поведения и аутостимуляции (стимминг) у людей с РАС являются попыткой сохранить неизменность, ком- фортность среды, справиться с сенсорной перегрузкой, отрегулировать сенсорную систему.

Результаты психолого-педагогического обследования
В результате обследования было установлено, что сенсомоторное развитие у всех детей не соответствует возрастной норме; имеются специфические нарушения, проявившиеся в расстройстве восприятия, несформированности межполушарного взаимодействия, несформированности пространственно-временных представлений, дисфункции правого полушария.

Проведенное исследование показало, что у всех детей имеются нарушения двигательных, тактильных и соматогностических функций, нарушения пространственного гнозиса, наиболее выражено страдает перцептивная сфера.
С большинством заданий дети справлялись с трудом (отмечается наличие достаточного количества ошибок), либо вообще не справились. Усугубило ситуацию наличие таких характеристик у детей, как слабость ре- акции на помощь взрослого, сопротивление при оказании помощи, а также затруднения в имитации движений взрослого.

У всех испытуемых возникли трудности выполнения проб на оценку кинестетического праксиса, ошибки опознания и копирования предметных изображений (фрагментарно-хаотичное восприятие). Очень сложными оказались упражнения, связанные с пространственной ориентиров- кой (количественные, пространственные и временные представления;ощущение и познание собственного тела).

Все, что является нормой сенсомоторного развития ребенка 6–7 лет, оказалось недоступным детям с аутистическим расстройством аналогичного возраста.

Анализ сенсомоторной сферы детей с расстройствами аутистического спектра показал несформированность сенсомоторной сферы и необходимость серьезных коррекционных мер, направленных на ее развитие, так как, только в этом случае, может идти речь о формировании всех других высших психических функций, по отношению к которым сенсомоторный уровень является базовым.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)