Распорядок воскресного дня колониста Французской колонии для несовершеннолетних

Рост преступности среди несовершеннолетних во Франции в первой половине XIX в. заставил задуматься властям об организации специализированных учреждений для содержания несовершеннолетних преступников. Французские тюрьмы для этого явно не подходили из-за суровости содержания арестантов, поэтому правительство обратилось к широкой общественности с предложением организовать частные исправительно-воспитательные заведения для содержания малолетних нарушителей закона.

Одной из самой знаменитой колоний для содержания несовершеннолетних преступников является «Меттрэ». Она была организована французскими филантропами Деметцем и де Куртейлем в 1839 году, «при содействии так называемого «Отеческого общества». Это заведениепослужило образцом для многих других, основанных и во Франции, и в разных странах Европы”.

Колония была открыта близ городаТура, для этого де Куртейль пожертвовал своим фамильным имением. Воскресный день в колонии сильно отличался от обычного, рабочегодня. В XIX в. во Франции был единственный выходной день в неделю, большинство религиозных и государственных праздников приходились на воскресные дни, а если праздник попадал на будний день, то следующий нерабочий день не объявлялся.

В колонии «Меттрэ» воскресный день начинался в 5 часов утра с пробуждения, уборки постелей, туалета и утренней молитвы. «В 6 происходила чистка своего жилища; в 7 часов – завтрак и рекреация (отдых – М.Л.); в 7 ½ общий осмотр; в 8 часов – обедня; в 9 ½ часов все, – и начальники, и дети – собираются в большую залу, подле церкви, в конце которой возвышается эстрада, как настоящий трибунал, где садится директор сосвоим советом».

Начиналось самое главное событие воскресного дня – заседание совета колонии во главе с основателем колонии – Фредериком-Огюстом Демецом – основателем и первым директором колонии «Меттрэ». Для полноты и серьезности картины «сзади эстрады висит распятие с текстом наверху: «Несть воля перед Отцем вашим небесным, да погибнет один от малых сил» (Матф., 18, 14)» [6, с. 166]. Общее впечатление усиливало также почетное знамя колонии и доска с именами наиболее достойных. Директор открывал еженедельное воскресное заседание совета колонии в присутствии всех семей или отрядов колонистов. Каждый «отец семейства» отправлял каждую неделю рапорт о своем отряде, поэтому в начале заседания рапорты оглашались директором. В рапорте было перечисление «недельных трудов, о поведении детей о наградах, которые заслужены одними, и о наказаниях, требуемых для других.

Интересно
И те, и другие подчас вызываются перед эстрадой: заслужившие награду – получают громкое одобрение и признание своего доброго поведения; заслужившие же наказание слышат о себе хулу и порицание. Эта публичность похвалы и хулы должно производить, и действительно производит сильное действие на впечатлительные детские натуры».

Наиболее отличившимся «семьям» (отрядам), которые имели в течение недели наибольшее количество наград и меньше всех наказаний, вручалось почетное знамя колонии. Имена лучших колонистов заносились на красную доску. Раздавались также награды, «как поощрение за хорошее поведение и успехи».

После этого директор колонии читал воспитанникаписьма, «адресованные ему из разных мест о поведении их бывших товарищей, размещенным по разным профессиям, об особых их заслугах, оподвигах мужества или храбрости и об отличиях, которые они себе заслужили. Таким чтением возбуждается в детях желание подражать освобожденным своим товарищам и сделаться самим достойными таких же лестных отзывов» .

Награды и поощрения раздавались на таком собрании «с самой строгой справедливостью, действительно только тем, которые их заслужили и притом эти награды никогда не состоят в удовлетворении чувственных способностей: они постоянно направлены к тому, чтобы возвысить достоинство молодого существа, как в собственных его глазах, так и в глазах других, – заставить сердце его биться чувством благородной гордости, волнением, которое возбуждается дозволительным честолюбием».

Самая высокая награда для отряда колонистов было почетное знамя, которое вручалось «семье» на хранение для ношения на парадах. Это было трехцветное знамя, по цветам французского флага, на котором было написано: «Колония «Меттрэ», гордость и семья». «На всех собраниях, на прогулках и даже в церкви, семейство, получившее это отличие, идет впереди всех. По словам самого Де-Метца, эта простая и невинная выдумка принесла колонии огромную нравственную выгоду. Горячее соревнование между семействами для получения этой чести сделало то, что со времени освящения знамени число записанных на красную доску достигло 75%, тогда как прежде было только 66%».

Для того, чтобы попасть на почетную доску награждений, было необходимое условие – три месяца без всякого взыскания. «Быть стертым с доски – считается одним из самых тяжких видов наказания, истинным лишением состояния. Не менее почетною наградой служит и утверждение директором в звании старшего брата в семействе.

Затем служит раздача хорошо трудившимся и ведшим себя денежных наград (от 3 до 10 су) (незначительная сумма – 1 – 2 коп. М.Л.), призовых венков, книг и разных других вещей. Чтобы приучить детей к бережливости и откладыванию копейки на черный день, директор дарит иногда лучшим и более взрослым детям книжки сохранной (сберегательной – М.Л.) кассы колонии с небольшими именными вкладами (по 10 фр.) и с советом – стараться увеличить первоначальную сумму».

В качестве наказания никогда не использовалось телесное наказание, обычное, например, для германских исправительных заведений и в Великобритании. Сам Демец говорил об этом: «Никогда наказание не исполняется у нас непосредственно за проступком: провинившийся в чем-либо отводится тотчас же в особую комнату, носящую название «залы размышления» – и там оставляется наедине с самим собою.

Он имеет там время успокоиться и поразмыслить о том, что он сделал. И это делается нами не только в интересах детей, но и самих начальников. В первую минуту, по совершении проступка, под влиянием неудовольствия, им возбужденного, начальник или надзиратель может увлечься, преувеличить важность вины и заставить директора назначить наказание несоразмерное вине.

А между тем, всякое наказание тогда только исправляет виновного, когда оно признается им самим за справедливое; без этого же условия наказание будет только борьбой сильнейшего со слабейшим и, следовательно, не будет иметь никакого нравственного значения, и  терпевший его виновный, получив свободу, тем с большей отвагой предастся своим дурным инстинктам, чем больше эти инстинкты были сдерживаемы силой».

В колонии существовала своя пожарная команда и именно по воскресным дням перед всеми отрядами проводились пожарные учения. Команда была оснащена оборудованием для тушения пожаров, и колонисты помогали тушить пожары в окрестностях и даже спасли от крупного пожара близлежащий крупный город Тур.

Затем воскресный день продолжался. «В десять с половиною часов, рекреация, строевое ученье, музыка, упражнения с пожарными инструментами: в час – обед; в три часа – гимнастика или маневры на корабельной мачте (в колонии в пруду находился настоящий трехмачтовый корабль – М.Л.). Все эти упражнения весьма полезны в гигиеническом отношении для детей, из которых большая часть дурного или слабого телосложения.

В четыре с половиною, если дозволяет время года, купанье на реке или прогулки с музыкой по окрестностям. В шесть часов, отдаленные семьи, пришедшие провести праздник в колонии, отправляются домой. В семь с половиной ужин. В восемь молитва и вечернее пение: в восемь с половиною все ложатся спать».

Воскресный день колониста из «Меттрэ» показывает, как действует исправление и воспитание на преступившего закон несовершеннолетнего правонарушителя. Он построен так, что ни на минуту не оставлять юного арестанта без дела. В заключение можно привести слова М.Б. Чистякова: «таким образом, изо дня в день вертится этот громадный механизм, составленный из такого количества голов, рук и ног человеческих.

Одних начальников – около 120 (на 700 колонистов – М.В.), да и то, говорят, еще недостаточно». Такое количество начальства только способствовало контролю и порядку в колонии, каждый колонист был под присмотром, ничто не должно было напоминать о совершении противоправных поступков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)