Развитие риторики в России

В России риторика до начала XVII в. воплощается преимущественно в гомилетике (учении о церковном проповедничестве). Сам термин «риторика» впервые появился в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке.

Интересно
Первый оригинальный русский учебник был написан митрополитом Макарием (1617 или 1619 г.). Примечательно, что он состоял только из двух книг – «Об изобретении дел» и «О украшении». Тем самым как бы подчеркивалась особая роль слова, которая «делам придает и прибавляет силы». В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) этот труд был переработан и дополнен М. Усачевым.

К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющее в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику.

В 1705 г. появляется курс лекций Ф. Прокоповича (1681 – 1736) «De arte poetica» («О поэтическом искусстве»). Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было «Краткое руководство к красноречию» (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711 – 1765).

Взлет интереса к риторике в России произошел в конце XVIII – первой половине XIX в. С 60-х гг. в названиях учебных пособий риторику вытесняет словесность. При этом вслед за революционно-демократической критикой крупнейшие филологи – А. А. Потебня и А. Н. Веселовский – провозглашают основным видом словесности художественную литературу.

Престиж риторики сильно падает, потому что в ее научном аппарате нет «чертежей важнейшего передаточного звена» – механизма создания и усиления изобразительности, направленного на раскрытие психологических компонентов убеждающей речи.

Престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: П. А. Александрова (1838 – 1893), С. А. Андреевского (1847 – 1918), А. Ф. Кони (1844 – 1927), Ф. Н. Плевако (1842 – 1908), В. Д. Спасовича (1829 – 1906), Н. И. Холева (1858 – 1899).

Он падает, несмотря на расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. М. Сеченова (1829 – 1905), Д. И. Менделеева (1834 – 1907), В. О. Ключевского (1815 – 1850), К. А. Тимирязева (1880 – 1955), С. П. Боткина (1832 – 1889), Н. В. Склифосовского (1836 – 1904).

Падает до нуля, несмотря на рост так называемого «парламентского» красноречия в России начала XX в.

Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей.

Правда, уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора.

Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются и соответствующие исследования, например «Программа курса лекций по истории красноречия/риторики», предложенная Н. А. Энгельгардтом, к сожалению, сохранившаяся лишь в машинописной рукописи.

Или, также оставшаяся в рукописи, статья К. А. Сюннеберга «О границах ораторской речи» и др. В этих работах содержался ряд идей, перекликающихся с понятийным аппаратом старой классической риторики, однако общее отношение к ней остается весьма пренебрежительным и высокомерным.

Вот что писал, например, В. В. Гофман в статье «Анализ ораторских образцов» (1931): «Изучение ораторской практики прошлых времен и в особенности современности должно подвести нашего массового оратора к овладению такими ораторскими методами, которые способны дать наивысший коэффициент полезного социального действия. Такова важнейшая задача науки об ораторском искусстве, науки, заново восставшей по приказу революции из древней ораторской пыли».

Тем не менее в последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направлений, цель которых помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства.

Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. И уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов (1895 – 1969).

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что обществу вновь стал нужен мыслящий и говорящий человек.

Единственной областью гуманитарного знания, традиционно ориентированной именно на поиски и теоретическое осмысление путей овладения мастерством слова, накопившей и обобщившей более чем двухтысячелетний опыт практической рекомендательной деятельности, была и остается риторика.

Быстрое и продуктивное развитие риторики в конце ХХ века вызвано появлением новых языковедческих наук – лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Выделяется несколько видов красноречия, среди которых социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Академическое красноречие имеет такую разновидность, как педагогическая риторика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)