Разновидности научного стиля речи

Используемый в письменной и устной формах общения современный научный стиль встречается в различных видах текстов: учебниках, аннотациях, справочниках, рефератах, научных статьях, конспектах, монографиях, тезисах, диссертациях, резюме, лекциях, рецензиях, докладах, отзывах.

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

  • собственно научный;
  • научно-технический (производственно-техни-ческий);
  • научно-информативный;
  • научно-справочный;
  • учебно-научный;
  • научно-популярный.

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

  • сообщение;
  • ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка);
  • рассуждение;
  • языковой пример;
  • объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли.

Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности.

Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез.

Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты.

Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются признаки научного изложения:

  1. обобщенность, отвлеченность, абстрактность. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции);
  2. логичность. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи;
  3. точность. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью;
  4. доказательность. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения;
  5. объективность. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения;
  6. насыщенность фактической информацией, необходимая для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи – объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания. Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность его собственно языковых средств.

Научный стиль речи включает в себя языковые единицы двух типов. Специальные, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы. Стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)