Разновидности научного стиля речи
Используемый в письменной и устной формах общения современный научный стиль встречается в различных видах текстов: учебниках, аннотациях, справочниках, рефератах, научных статьях, конспектах, монографиях, тезисах, диссертациях, резюме, лекциях, рецензиях, докладах, отзывах.
Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):
- собственно научный;
- научно-технический (производственно-техни-ческий);
- научно-информативный;
- научно-справочный;
- учебно-научный;
- научно-популярный.
Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:
- сообщение;
- ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка);
- рассуждение;
- языковой пример;
- объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).
Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.
Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли.
Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез.
Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты.
Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются признаки научного изложения:
- обобщенность, отвлеченность, абстрактность. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции);
- логичность. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи;
- точность. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью;
- доказательность. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения;
- объективность. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения;
- насыщенность фактической информацией, необходимая для доказательности и объективности изложения.
Важнейшая задача научного стиля речи – объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания. Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность его собственно языковых средств.
Научный стиль речи включает в себя языковые единицы двух типов. Специальные, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы. Стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.- Понятие и виды педагогических систем
- Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии
- Паралингвистические аспекты речевого этикета
- Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания
- Стилистические различия в употреблении единиц речевого этикета
- Социальная дифференциация явлений речевого этикета
- Речевой этикет как общепринятая система речевых средств
- Правила построения студенческой научной работы
- Синтаксис научного стиля речи
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу