Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии

Речевой этикет устанавливает правила общения в самых разных, в том числе конфликтных, ситуациях. Тщательно разработанные ритуалы обращений, просьб, отказов, извинений имеют целью предотвратить вполне возможные недовольство, раздражение, несогласие адресата.

По отношению к агрессии ритуал – это смещенное действие, переориентация нападения, направляющие агрессию в безопасное русло.

Следует помнить, что речь учителя должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и с точки зрения необходимых правил речевого этикета.

Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения. Общение с детьми предполагает повышенную речевую ответственность и не допускает грубости, бестактности. Овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуникативной компетенции педагога.

Интересно
Необходимо признать печальный факт, что вербальная агрессия – достаточно распространенное, если не типичное, явление в современной педагогической языковой среде.

Между тем, она может иметь опасные последствия. У детей занижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляются сначала страх перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще, ухудшается психосоматическое состояние. Все это негативно отражается на успеваемости конкретного ребенка и учебновоспитательном процессе в целом.

С другой стороны, следуя порочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», добиваясь сиюминутных целей послушания, поддержания дисциплины в грубой, оскорбительной форме, педагог невольно вырабатывает у детей ответную агрессивную реакцию. Объясняется это склонностью детей перенимать и копировать речевые действия.

Вербальная агрессия педагога может иметь разный характер. Она может быть как непроизвольной, оборонительной, так и осознанной, целенаправленной, даже преднамеренной.

В первом случае вербальная агрессия учителя выступает своеобразной защитной реакцией на предшествующее ее проявление со стороны учеников или естественной реакцией на возникший эмоциональный дискомфорт и демонстрирует примитивный уровень общения.

Однако такого рода речевая агрессия в ряде конкретных случаев представляется в определенной степени оправданной и допустимой, а иногда и единственно возможной реакцией педагога, поскольку, несмотря на требования профессиональной этики, не допускающей подобных высказываний в речи педагога, эта агрессия выступает единственно реальным способом воздействия на аудиторию, указывая на нарушение детьми этикетных рамок общения.

Во втором же случае перед нами однозначно недопустимое в педагогической речи явление, демонстрирующее чаще манипулятивный уровень общения и безоговорочно противоречащее всем требованиям профессиональной этики учителя, воспитателя.

Непреднамеренная – оборонительно-защитная – вербальная агрессия педагога проявляется чаще всего как переходная, явная, сильно выраженная по «шкале интенсивности» и воплощается преимущественно в следующих речевых жанрах:

  1. Грубое требование («Так, орать мне не надо здесь!!! Если хотите что-то сказать – подняли руку!»).
  2. Прямое защитное оскорбление чаще всего обозначает низкие, по мнению педагога, умственные способности учащихся (дураки, идиоты, дебилы, кретины, недоумки и т.п.).
  3. Враждебное замечание («Как ты мне надоел!», «Меня за глупую считать не надо!» и т.д.).

Преднамеренная – инициативная, целенаправленная – речевая агрессия педагога часто приобретает более скрытый характер.

Она может быть:

  • адресованной всему классу, тогда как реальный адресат – один конкретный ученик («Жулин…ты меня отвлекаешь! Придется задержать вас на перемене в полном составе»);
  • направленной на «козла отпущения» («Первый будет отвечать, кто лучше сидит. А не ты, Сытин, пенсионер ты наш!»);
  • перенесенной на принадлежащие ребенку предметы, его родителей, увлечения и т.п. («…А Бутыркина МАМА придет! А то [передразнивает тоном] сын готовил, а сына не оценили…»).

Преднамеренная агрессия педагога воплощается чаще всего в следующих речевых жанрах:

  • угроза, в том числе скрытая («Я два тебе пока карандашиком ставлю, до первого замечания»);
  • преднамеренное прямое оскорбление (пенсионер союзного значения, лохмы распустила и т.д.);
  • насмешка («Обратись в другую школу, для слабослышащих детей»).

Необходимо помнить, что агрессивный компонент речи педагога является подражательным образцом для детей. Вербальная агрессия педагога провоцирует ответную вербальную агрессию учеников.

С помощью речевой агрессии педагог не достигает ни методических, ни воспитательных целей. Речевая агрессия демонстрирует его авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.

Грубость, бестактность речи учителя нарушает гармонию педагогического общения, приводит к отчуждению, враждебности, непониманию между учителем и учащимися.

Таким образом, речевая агрессия педагога является не только недопустимой в этическом отношении, но и оказывается просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.

В конфликтных ситуациях следует использовать жанры и конкретные Извинение. Извиниться – значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своем неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым восстановить дружеские связи, вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта, проявления речевой агрессии.

Вежливое выражение просьбы, которая может быть представлена в виде косвенного – непрямого, скрытого, опосредованного – выражения-побуждения:

  • форма вопроса (Не могли бы вы…?; Почему бы вам не…? и т.п.);
  • употребление сослагательного наклонения (Сходил бы ты в магазин);
  • использование намека – высказывания, значение которого понимается по догадке (У нас нет хлеба… – просьба сходить за хлебом).

Употребление обращений. Общеизвестно, что нарушение нормы употребления обращений (например, употребление формы ты в официальной обстановке при обращении к незнакомому или малознакомому, старшему по возрасту человеку) приводит к нарушению гармонии общения, провоцирует возражение, недовольство, протест собеседника.

Между тем вежливое и уместное обращение является одним из основных этикетных способов демонстрации благожелательности, уважительного отношения к адресату.

Одновременно с этим варьирование форм обращений в условиях конфликтного общения позволяет показать негативное отношение к действиям, поступкам, словам адресата и при этом избежать грубости, открытой агрессии.

Например, для корректного выражения отрицательной оценки, а также демонстрации обиды, несогласия иногда бывает достаточно обратиться к близко знакомому и равному или младшему по возрасту собеседнику на «вы», используя полную форму имени:

«Мария, вы мне мешаете вести урок» – ученице (ср. «Маша! Ты мне мешаешь!»); «Мария, давайте поговорим» – коллеге (ср. «Маша, давай поговорим») и т.п.

Вежливое выражение несогласия. Несогласие с мнением собеседника часто выражается нами грубо, резко, что делает его обидным для адресата, может спровоцировать ответную речевую агрессию, привести к ссоре («Какую ерунду ты говоришь!», «Ты мелешь чушь!», «Твои слова – полный бред!» – типично агрессивные способы выражения несогласия).

Однако вполне очевидно, что то же самое коммуникативное намерение может быть выражено в более мягких, необидных для собеседника формах:

  • предположения («Полагаю, что это не совсем так»);
  • сомнения («Сомневаюсь в абсолютной истинности этого суждения»; «Неужели это так и есть»);
  • неуверенности («Не уверен, что это вполне справедливо»);
  • опасения («Боюсь, это не совсем точно!») и других аналогичных высказываниях.

Смягченный, этикетный вариант упрека, осуждения, выражения недовольства в виде сожаления. Например, вместо «Опять ты опоздал» можно сказать «Как жаль, что ты опоздал», «Я сожалею, что мы не смогли встретиться вовремя».

Основные приемы эвфемистических замен:

  • использование описательных оборотов речи, перефразирование (например, человек, который присвоил что-то вместо вор);
  • слова с приставкой не (например, неправда вместо ложь);
  • косвенное информирование (аллюзии, намеки, иносказания, например вы поступили как непорядочный человек вместо подлец);
  • прием «смены адресата» – проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора (например, «Другой поступил бы в этой ситуации иначе…»).

Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы (греч. еu – хорошо, иphemi – говорю) – более мягкие слова или выражения вместо грубых или непристойных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)