Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии
Речевой этикет устанавливает правила общения в самых разных, в том числе конфликтных, ситуациях. Тщательно разработанные ритуалы обращений, просьб, отказов, извинений имеют целью предотвратить вполне возможные недовольство, раздражение, несогласие адресата.
По отношению к агрессии ритуал – это смещенное действие, переориентация нападения, направляющие агрессию в безопасное русло.
Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения. Общение с детьми предполагает повышенную речевую ответственность и не допускает грубости, бестактности. Овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуникативной компетенции педагога.
Между тем, она может иметь опасные последствия. У детей занижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляются сначала страх перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще, ухудшается психосоматическое состояние. Все это негативно отражается на успеваемости конкретного ребенка и учебновоспитательном процессе в целом.
Вербальная агрессия педагога может иметь разный характер. Она может быть как непроизвольной, оборонительной, так и осознанной, целенаправленной, даже преднамеренной.
В первом случае вербальная агрессия учителя выступает своеобразной защитной реакцией на предшествующее ее проявление со стороны учеников или естественной реакцией на возникший эмоциональный дискомфорт и демонстрирует примитивный уровень общения.Однако такого рода речевая агрессия в ряде конкретных случаев представляется в определенной степени оправданной и допустимой, а иногда и единственно возможной реакцией педагога, поскольку, несмотря на требования профессиональной этики, не допускающей подобных высказываний в речи педагога, эта агрессия выступает единственно реальным способом воздействия на аудиторию, указывая на нарушение детьми этикетных рамок общения.
Во втором же случае перед нами однозначно недопустимое в педагогической речи явление, демонстрирующее чаще манипулятивный уровень общения и безоговорочно противоречащее всем требованиям профессиональной этики учителя, воспитателя.
Непреднамеренная – оборонительно-защитная – вербальная агрессия педагога проявляется чаще всего как переходная, явная, сильно выраженная по «шкале интенсивности» и воплощается преимущественно в следующих речевых жанрах:
- Грубое требование («Так, орать мне не надо здесь!!! Если хотите что-то сказать – подняли руку!»).
- Прямое защитное оскорбление чаще всего обозначает низкие, по мнению педагога, умственные способности учащихся (дураки, идиоты, дебилы, кретины, недоумки и т.п.).
- Враждебное замечание («Как ты мне надоел!», «Меня за глупую считать не надо!» и т.д.).
Преднамеренная – инициативная, целенаправленная – речевая агрессия педагога часто приобретает более скрытый характер.
Она может быть:
- адресованной всему классу, тогда как реальный адресат – один конкретный ученик («Жулин…ты меня отвлекаешь! Придется задержать вас на перемене в полном составе»);
- направленной на «козла отпущения» («Первый будет отвечать, кто лучше сидит. А не ты, Сытин, пенсионер ты наш!»);
- перенесенной на принадлежащие ребенку предметы, его родителей, увлечения и т.п. («…А Бутыркина МАМА придет! А то [передразнивает тоном] сын готовил, а сына не оценили…»).
Преднамеренная агрессия педагога воплощается чаще всего в следующих речевых жанрах:
- угроза, в том числе скрытая («Я два тебе пока карандашиком ставлю, до первого замечания»);
- преднамеренное прямое оскорбление (пенсионер союзного значения, лохмы распустила и т.д.);
- насмешка («Обратись в другую школу, для слабослышащих детей»).
Необходимо помнить, что агрессивный компонент речи педагога является подражательным образцом для детей. Вербальная агрессия педагога провоцирует ответную вербальную агрессию учеников.
Грубость, бестактность речи учителя нарушает гармонию педагогического общения, приводит к отчуждению, враждебности, непониманию между учителем и учащимися.
Таким образом, речевая агрессия педагога является не только недопустимой в этическом отношении, но и оказывается просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.В конфликтных ситуациях следует использовать жанры и конкретные Извинение. Извиниться – значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своем неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым восстановить дружеские связи, вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта, проявления речевой агрессии.
Вежливое выражение просьбы, которая может быть представлена в виде косвенного – непрямого, скрытого, опосредованного – выражения-побуждения:
- форма вопроса (Не могли бы вы…?; Почему бы вам не…? и т.п.);
- употребление сослагательного наклонения (Сходил бы ты в магазин);
- использование намека – высказывания, значение которого понимается по догадке (У нас нет хлеба… – просьба сходить за хлебом).
Употребление обращений. Общеизвестно, что нарушение нормы употребления обращений (например, употребление формы ты в официальной обстановке при обращении к незнакомому или малознакомому, старшему по возрасту человеку) приводит к нарушению гармонии общения, провоцирует возражение, недовольство, протест собеседника.
Между тем вежливое и уместное обращение является одним из основных этикетных способов демонстрации благожелательности, уважительного отношения к адресату.
Одновременно с этим варьирование форм обращений в условиях конфликтного общения позволяет показать негативное отношение к действиям, поступкам, словам адресата и при этом избежать грубости, открытой агрессии.Например, для корректного выражения отрицательной оценки, а также демонстрации обиды, несогласия иногда бывает достаточно обратиться к близко знакомому и равному или младшему по возрасту собеседнику на «вы», используя полную форму имени:
Вежливое выражение несогласия. Несогласие с мнением собеседника часто выражается нами грубо, резко, что делает его обидным для адресата, может спровоцировать ответную речевую агрессию, привести к ссоре («Какую ерунду ты говоришь!», «Ты мелешь чушь!», «Твои слова – полный бред!» – типично агрессивные способы выражения несогласия).
Однако вполне очевидно, что то же самое коммуникативное намерение может быть выражено в более мягких, необидных для собеседника формах:
- предположения («Полагаю, что это не совсем так»);
- сомнения («Сомневаюсь в абсолютной истинности этого суждения»; «Неужели это так и есть»);
- неуверенности («Не уверен, что это вполне справедливо»);
- опасения («Боюсь, это не совсем точно!») и других аналогичных высказываниях.
Смягченный, этикетный вариант упрека, осуждения, выражения недовольства в виде сожаления. Например, вместо «Опять ты опоздал» можно сказать «Как жаль, что ты опоздал», «Я сожалею, что мы не смогли встретиться вовремя».
Основные приемы эвфемистических замен:
- использование описательных оборотов речи, перефразирование (например, человек, который присвоил что-то вместо вор);
- слова с приставкой не (например, неправда вместо ложь);
- косвенное информирование (аллюзии, намеки, иносказания, например вы поступили как непорядочный человек вместо подлец);
- прием «смены адресата» – проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора (например, «Другой поступил бы в этой ситуации иначе…»).
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы (греч. еu – хорошо, иphemi – говорю) – более мягкие слова или выражения вместо грубых или непристойных.
- Понятие и виды педагогических систем
- Паралингвистические аспекты речевого этикета
- Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания
- Стилистические различия в употреблении единиц речевого этикета
- Социальная дифференциация явлений речевого этикета
- Речевой этикет как общепринятая система речевых средств
- Правила построения студенческой научной работы
- Синтаксис научного стиля речи
- Морфология научного стиля
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу