Понятие и виды педагогических систем

Для того чтобы ввести понятие «педагогическая система», необходимо разобраться с категорией «система», которая является центральной в системном подходе, методологическом направлении в науке, занимающимся конструированием и исследованием сложноорганизованных объектов – систем различных типов и классов.

Система – слово греческого происхождения (systema – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Материальные, в свою очередь, включают системы неорганической природы (физические, химические, геологические и др.)» живые и социальные.

Абстрактные системы являются продуктом познавательной деятельности человека и также могут быть разделены на ряд типов и классов (рис. 1.1).

Педагогическая система относится к классу социальных и может рассматриваться как предмет исследования педагогической науки или же как саморазвивающийся объект педагогической практики, если мы 1 анализируем реально существующую во времени и пространстве систему.

Интересно
Существуют и идеальные педагогические системы, которые возникают, например, в процессах проектирования, моделирования или конструирования таковых с целью их реализации в будущем.

Несмотря на кажущуюся простоту задачи, рассмотреть сущность педагогической системы, ее структуру и функции непросто, так как педагогическая система представляет собой сложноорганизованное, саморазвивающееся образование.

В.П. Беспалысо, например, указывая на проблему недостаточного прояснения сущности данного понятия в учебной и научной педагогической литературе, под педагогической системой понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Он ограничивает понятие педагогической системы рамками школы и характеризует структуру любой педагогической системы следующей совокупностью инвариантных элементов:

  • учащиеся;
  • цели воспитания (общие и частные);
  • содержание воспитания;
  • процессы воспитания (собственно воспитания и обучения);
  • учителя (или ТСО – технические средства обучения);
  • организационные формы воспитательной работы.

Такое ограничение позволило автору связать категории «педагогическая система» и «педагогическая технология», определив последнюю как проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике, и разработать стройную концепцию предметно ориентированных технологий обучения (речь о которых будет идти при рассмотрении второго вопроса данной темы).

Их применение в учебном процессе создает условия и возможности для гарантированного достижения дидактических задач.

Системный подход позволяет описать педагогическую систему на структурном уровне — как совокупность элементов структуры и связей между ними и функциональном, с описанием функциональных мест элементов в структуре педагогической системы, прояснением назначения и роли всех составляющих системы.

На структурном уровне описания педагогической системы выделяются ее объектный и субъектный состав.

Объектный состав компонентов педагогической системы может включать цель педагогического процесса; содержание педагогической деятельности; совокупность методов, организационных форм и средств, которые исходя из цели и достигнутых промежуточных результатов, связываются в упорядоченную и стандартизированную структуру (технологию).

Субъектный уровень педагогической системы представляет собой совокупность всех участников (субъектов) педагогического взаимодействия и отношений, складывающихся в процессе такого взаимодействия.

Субъектами педагогической системы выступают как социальные институты и организации (школа, семья, университет, медицинское учреждение, производственное предприятие и др.), включенные в социальное пространство ее функционирования и развития, так и люди, отдельные участники педагогического процесса (учащиеся, учителя, родители, администрация учреждения образования, представители общественных объединений, молодежных организаций, трудовых коллективов и т.д.).

Педагогическая система всегда включена в более широкую социальную систему и является ее частью. Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему.

Система образования включает различные подсистемы, ведущей из которых выступает общеобразовательная средняя школа. Структура школьной педагогической системы, описанная В.П. Беспалько, была приведена выше.

Для того чтобы успешно функционировали и развивались педагогические системы, имеющие целью воспитание подрастающего поколения, государство создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов.

Педагогические системы различаются своим назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Педагогическая система всегда складывается в рамках того или иного учреждения I образования.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании выделяются следующие типы учреждений:

  • учреждения дошкольного образования;
  • учреждения общего среднего образования;
  • учреждения профессионально-технического образования;
  • учреждения среднего специального образования;
  • учреждения высшего образования;
  • учреждения специального образования;
  • учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
  • учреждения дополнительного образования взрослых;
  • воспитательно-оздоровительные учреждения образования;
  • социально-педагогические учреждения;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Таким образом, в зависимости от типа учреждения образования можно различать и типы педагогических систем (педагогические системы дошкольного образовательного учреждения, школы, центра коррекционно-развивающей помощи, вуза и др.).

В.А. Сластенин указывает, что в любой педагогической системе специально организуется целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Такое взаимодействие получило название педагогический процесс и может рассматриваться как динамическая педагогическая система.

И.П. Подласый выделяет следующие компоненты педагогического процесса как динамической педагогической системы:

  • целевой компонент (все многообразие целей и задач педагогической деятельности);
  • содержательный компонент (отражает смысл, вкладываемый в каждую конкретную задачу);
  • деятельностный компонент (взаимодействие, сотрудничество всех участников педагогического процесса);
  • организационно-управленческий компонент;
  • результативный компонент (отражает эффективность протекания процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью).

В истории образования и педагогической мысли выделяют авторские педагогические системы и авторские школы как отечественных, так и зарубежных педагогов.

В истории отечественной педагогической мысли свои образцы нетрадиционных оригинальных подходов к организации образовательной деятельности и целостных педагогических систем оставили Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Классиками зарубежной педагогической мысли и создателями авторских педагогических систем и школ по праву можно назвать Я.А. Коменскогс И. Гербарта, С. Френе, Р. Штайнера и др.

Педагогическая система является функциональной. Понятие «функциональная система» впервые сформулировано П.К. Анохиным, и в незаложено представление о динамических, саморазвивающихся организациях, деятельность которых направлена на обеспечение полезных для существования самих систем результатов.

Организация любой функциональной системы, в том числе и педагогической, определяется следующими принципами:

  1. Результат деятельности является ведущим системообразующим фактором развития системы.
  2. Саморегуляция, которая позволяет обеспечить управление внутри педагогической системы, отклонение от желаемых результатов вызывает цепочку процессов, направленных на восстановление оптимального уровня таких результатов.
  3. Изоморфизм (от греческого isos – одинаковый, morphe – форма). На различных уровнях педагогической системы, в ее подсистемах выделяются такие же компоненты, только более конкретизированные и наполненные собственным функциональным содержанием. Например, педагогическая система – дидактическая система – воспитательная система.
  4. Взаимосодействие отдельных элементов достижению полезного для всей педагогической системы результата. Как правило, изменение показателей результатов деятельности одной подсистемы (например, воспитательной системы) влияет на изменение другой (дидактической системы).
  5. Иерархия педагогических систем как тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, например: педагогическая система школы – воспитательная система школы – воспитательная система класса. В школе, где создана целостная воспитательная система, ученический класс, как детское объединение, интегрирован в ученический коллектив школы, является ее структурным компонентом и участвует в сложной системе связей и взаимовлияний, пронизывающих всю педагогическую систему.
  6. Системогенез, понимаемый как саморазвитие педагогической системы. Необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей всех участников стимулирует систему к самосовершенствованию.

Таким образом, виды педагогических систем можно соотносить с типом образовательного учреждения, спецификой педагогических процессов (выделяются динамические педагогические системы), особенностями авторских образцов, реконструируя ретроспективные и современные педагогические системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)