Понятие и виды педагогических систем
Для того чтобы ввести понятие «педагогическая система», необходимо разобраться с категорией «система», которая является центральной в системном подходе, методологическом направлении в науке, занимающимся конструированием и исследованием сложноорганизованных объектов – систем различных типов и классов.
Системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Материальные, в свою очередь, включают системы неорганической природы (физические, химические, геологические и др.)» живые и социальные.
Абстрактные системы являются продуктом познавательной деятельности человека и также могут быть разделены на ряд типов и классов (рис. 1.1).
Педагогическая система относится к классу социальных и может рассматриваться как предмет исследования педагогической науки или же как саморазвивающийся объект педагогической практики, если мы 1 анализируем реально существующую во времени и пространстве систему.
Несмотря на кажущуюся простоту задачи, рассмотреть сущность педагогической системы, ее структуру и функции непросто, так как педагогическая система представляет собой сложноорганизованное, саморазвивающееся образование.
В.П. Беспалысо, например, указывая на проблему недостаточного прояснения сущности данного понятия в учебной и научной педагогической литературе, под педагогической системой понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Он ограничивает понятие педагогической системы рамками школы и характеризует структуру любой педагогической системы следующей совокупностью инвариантных элементов:
- учащиеся;
- цели воспитания (общие и частные);
- содержание воспитания;
- процессы воспитания (собственно воспитания и обучения);
- учителя (или ТСО – технические средства обучения);
- организационные формы воспитательной работы.
Такое ограничение позволило автору связать категории «педагогическая система» и «педагогическая технология», определив последнюю как проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике, и разработать стройную концепцию предметно ориентированных технологий обучения (речь о которых будет идти при рассмотрении второго вопроса данной темы).
Их применение в учебном процессе создает условия и возможности для гарантированного достижения дидактических задач.
Системный подход позволяет описать педагогическую систему на структурном уровне — как совокупность элементов структуры и связей между ними и функциональном, с описанием функциональных мест элементов в структуре педагогической системы, прояснением назначения и роли всех составляющих системы.На структурном уровне описания педагогической системы выделяются ее объектный и субъектный состав.
Объектный состав компонентов педагогической системы может включать цель педагогического процесса; содержание педагогической деятельности; совокупность методов, организационных форм и средств, которые исходя из цели и достигнутых промежуточных результатов, связываются в упорядоченную и стандартизированную структуру (технологию).
Субъектами педагогической системы выступают как социальные институты и организации (школа, семья, университет, медицинское учреждение, производственное предприятие и др.), включенные в социальное пространство ее функционирования и развития, так и люди, отдельные участники педагогического процесса (учащиеся, учителя, родители, администрация учреждения образования, представители общественных объединений, молодежных организаций, трудовых коллективов и т.д.).
Система образования включает различные подсистемы, ведущей из которых выступает общеобразовательная средняя школа. Структура школьной педагогической системы, описанная В.П. Беспалько, была приведена выше.
Для того чтобы успешно функционировали и развивались педагогические системы, имеющие целью воспитание подрастающего поколения, государство создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов.
Педагогические системы различаются своим назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Педагогическая система всегда складывается в рамках того или иного учреждения I образования.
В Кодексе Республики Беларусь об образовании выделяются следующие типы учреждений:
- учреждения дошкольного образования;
- учреждения общего среднего образования;
- учреждения профессионально-технического образования;
- учреждения среднего специального образования;
- учреждения высшего образования;
- учреждения специального образования;
- учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- воспитательно-оздоровительные учреждения образования;
- социально-педагогические учреждения;
- специальные учебно-воспитательные учреждения;
- специальные лечебно-воспитательные учреждения.
Таким образом, в зависимости от типа учреждения образования можно различать и типы педагогических систем (педагогические системы дошкольного образовательного учреждения, школы, центра коррекционно-развивающей помощи, вуза и др.).
В.А. Сластенин указывает, что в любой педагогической системе специально организуется целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.Такое взаимодействие получило название педагогический процесс и может рассматриваться как динамическая педагогическая система.
И.П. Подласый выделяет следующие компоненты педагогического процесса как динамической педагогической системы:
- целевой компонент (все многообразие целей и задач педагогической деятельности);
- содержательный компонент (отражает смысл, вкладываемый в каждую конкретную задачу);
- деятельностный компонент (взаимодействие, сотрудничество всех участников педагогического процесса);
- организационно-управленческий компонент;
- результативный компонент (отражает эффективность протекания процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью).
В истории образования и педагогической мысли выделяют авторские педагогические системы и авторские школы как отечественных, так и зарубежных педагогов.
В истории отечественной педагогической мысли свои образцы нетрадиционных оригинальных подходов к организации образовательной деятельности и целостных педагогических систем оставили Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Классиками зарубежной педагогической мысли и создателями авторских педагогических систем и школ по праву можно назвать Я.А. Коменскогс И. Гербарта, С. Френе, Р. Штайнера и др.Педагогическая система является функциональной. Понятие «функциональная система» впервые сформулировано П.К. Анохиным, и в незаложено представление о динамических, саморазвивающихся организациях, деятельность которых направлена на обеспечение полезных для существования самих систем результатов.
Организация любой функциональной системы, в том числе и педагогической, определяется следующими принципами:
- Результат деятельности является ведущим системообразующим фактором развития системы.
- Саморегуляция, которая позволяет обеспечить управление внутри педагогической системы, отклонение от желаемых результатов вызывает цепочку процессов, направленных на восстановление оптимального уровня таких результатов.
- Изоморфизм (от греческого isos – одинаковый, morphe – форма). На различных уровнях педагогической системы, в ее подсистемах выделяются такие же компоненты, только более конкретизированные и наполненные собственным функциональным содержанием. Например, педагогическая система – дидактическая система – воспитательная система.
- Взаимосодействие отдельных элементов достижению полезного для всей педагогической системы результата. Как правило, изменение показателей результатов деятельности одной подсистемы (например, воспитательной системы) влияет на изменение другой (дидактической системы).
- Иерархия педагогических систем как тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, например: педагогическая система школы – воспитательная система школы – воспитательная система класса. В школе, где создана целостная воспитательная система, ученический класс, как детское объединение, интегрирован в ученический коллектив школы, является ее структурным компонентом и участвует в сложной системе связей и взаимовлияний, пронизывающих всю педагогическую систему.
- Системогенез, понимаемый как саморазвитие педагогической системы. Необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей всех участников стимулирует систему к самосовершенствованию.
Таким образом, виды педагогических систем можно соотносить с типом образовательного учреждения, спецификой педагогических процессов (выделяются динамические педагогические системы), особенностями авторских образцов, реконструируя ретроспективные и современные педагогические системы.
- Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии
- Паралингвистические аспекты речевого этикета
- Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания
- Стилистические различия в употреблении единиц речевого этикета
- Социальная дифференциация явлений речевого этикета
- Речевой этикет как общепринятая система речевых средств
- Правила построения студенческой научной работы
- Синтаксис научного стиля речи
- Морфология научного стиля
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу