Развитие нейропсихологии в XX веке и в наши дни
История развития отечественной нейропсихологии. Л.С. Выготский, во многом определивший путь развития различных отраслей психологии в России, оказал заметное влияние и на формирование нейропсихологии как отдельной области психологического знания.
Его концепция о развитии высших психических функций, а также исследования системных нарушений психических процессов, возникающих при поражениях различных участков коры головного мозга детей и взрослых, легли в основу теории А.Р. Лурии — основоположника отечественной нейропсихологии.
Л.С. Выготский дал определение высшим психическим функциям (ВПФ), согласно которому это «новые психологические системы, объединяющие в сложном сотрудничестве ряд отдельных элементарных функций».
ВПФ развиваются прижизненно, они социальны по своему происхождению, произвольны по способу реализации и опосредствованы использованием речи, знаков и орудий.
Л.С. Выготским были сформулированы следующие положения, касающиеся взаимоотношений головного мозга и психики:
- Мозг человека обладает новым принципом организации функций, который можно назвать «экстракортикальным» благодаря использованию орудий, знаков и языка.
- Возникшие в ходе исторического процесса формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга новых межфункциональных отношений, которые делают возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений самого мозга.
- Основной закономерностью психического развития ребёнка является последовательное, хронологическое формирование ВПФ и прижизненное изменение их мозговой организации вследствие перестройки межфункциональных отношений.
В своей работе «Мышление и речь» Л.С. Выготский проанализировал детские вокализации, сопровождающие решение задач. Он отметил, что грамматический состав, распространённость предложений в речи ребёнка связаны с выполняемой ею функцией. Сначала высказывания малыша являются «речью для других», и лишь затем — «речью для себя».
Эти этапы тесно связаны с процессом интериоризации — переходом речи из внешнего развернутого плана в свернутый внутренний, в результате чего она из средства коммуникации с другими превращается в инструмент планирования и произвольного управления собственной деятельностью.
Поскольку каждый из описанных типов речи представляет собой особую функциональную систему, состав их мозговых звеньев также будет различен.
Поражение мозга различным образом влияет на ВПФ ребёнка и взрослого. В детстве очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих высших психических функций.
При поражении зрелого мозга высшие функции страдают намного меньше, поскольку они уже сформировались и получили определенную независимость.
Симптомы нарушений обычно возникают ниже патологического очага с точки зрения иерархических отношений функций, поскольку у взрослого человека элементарные процессы находятся под контролем высших.
А.Р. Лурия в качестве центральной проблемы нейропсихологии поставил вопрос о мозговой организации психических функций.
Для того, чтобы дать ответ на него, необходимо понимать, что такое психическая функция как психологическое явление и как именно соотносятся психические функции с мозговыми структурами, т.е. что именно «подлежит» локализации.
Опираясь с одной стороны на концепцию Л.С. Выготского, а с другой — на взгляды И.М. Сеченова и В.П. Бехтерева, А.Р. Лурия предложил рассматривать высшие психические функции как сложную форму психической деятельности, включающую в свой состав движущие мотивы, цели и программу, исполнительные звенья и контролирующие механизмы.
Сказанное означает, что психическая функция не может сопоставляться ни с отдельными мозговыми структурами, ни мозгом как с единым целым.
С определенными мозговыми структурами следует соотносить отдельные звенья (параметры) высшей психической функции, реализация которых осуществляется с помощью соответствующих физиологических процессов.
Именно физиологические принципы работы тех или иных нейронов являются ответственными за различные аспекты психических функций и их нарушения при локальных поражениях мозга.
- Восстановление произвольных движений в действий
- Работа над восстановлением мыслительных операций и критичности мышления
- Нейропсихологическая реабилитация пациентов
- Восстановительное обучение пациентов с нарушениями речи
- Работа над восстановлением мнестических процессов
- Восстановление внимания и работоспособности больного
- Основные подходы к реабилитации больных в нейропсихологии и смежных отраслях науки
- Подготовка нейропсихологического заключения
- Методики оценки эмоционально-личностной сферы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу