Проблемы конкурентоспособности

21 марта 2007 года Государственная Дума приняла в третьем чтении федеральный закон “О внесении в Уголовный кодекс РФ изменений, ужесточающих ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а также за незаконное использование товарного знака”. Законопроект был внесен в Думу Президентом В.В.Путиным.

Согласно закону, присвоение авторства наказывается штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, или арестом на срок до 6 месяцев. Наказание за незаконное использование объектов авторских или смежных прав предусматривается в размере от 200 до 400 МРОТ, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

При этом наказание может быть увеличено до 6 лет, если преступления совершены неоднократно, группой лиц, либо в крупном размере (если ущерб от них превысил 100 МРОТ) или особо крупном (если ущерб превысил 500 МРОТ) размере. Закон расширяет понятие незаконного использования авторского и смежных прав, которое включает приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.

Интересно
После одобрения Советом Федерации 30 марта и подписания Президентов В.В.Путиным 10 апреля 2007 г. закон вступил в силу, повергнув в смущение миллионы россиян, приобретающих контрафактную продукцию отечественного и китайского производства, ежегодно, на сотни миллиардов рублей. Принятие этого закона являлось подтверждением выполнения Россией одного из обязательств, принятого ее Правительством в качестве обязательного условия вступления (присоединения) к Всемирной торговой организации (ВТО).

Официально ВТО была образована на международной конференции в Марракеше в апреле 1994 года. Главная задача ВТО — содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 года ее членами являлись уже 146 стран — развитых, развивающихся и постсоциалистических. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95 % мирового товарооборота. Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности, которые могут стать пожизненными.

Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям каждой страны приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению ее собственных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу “прогрессирующей либерализации”.

Самым главным достижением ВТО является то, что эта организация располагает обширным арсеналом инструментов технического регулирования добросовестной конкуренции, прежде всего, рыночного характера. К этим инструментам относятся, прежде всего, международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования для разных видов предпринимательской деятельности.

ВТО — своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), который предписывает каждому, присоединившемуся к ней государству, вести себя, как беспристрастный регулятор рынка по отношению к частным, государственным и зарубежным компаниям.

Интересно
Каждое государство при присоединении к ВТО обязуется под надзором соответствующих независимых международных комиссий ВТО приводить свою политику по росту качества судебной системы, снижению бюрократического пресса чиновников, росту защиты прав собственности, совершенствованию налоговой системы. Если государство этого не делает, то оно подвергается экономическим санкциям со стороны других государств — членов ВТО.

Россия пытается вступить в ВТО с 1994 года, когда эта организация приобрела официальный статус. Все это время российское Правительство регулярно заявляло о том, что “до конца текущего года” все препятствия будут устранены и все позиции согласованы.

Проходило несколько месяцев, и вопрос снова переносился на следующий год. Уступки, которых требуют от России страны- участницы ВТО в основном касаются снижения импортных пошлин, открытия филиалов иностранных финансовых и страховых компаний и исполнения международно-признанных норм защиты интеллектуальной собственности. Существенным моментом требований, выдвигаемых к России на пути в ВТО ее партнерами, является выравнивание внутренних цен на природный газ по отношению к ценам, по которым он продается в странах Запада.

Если это произойдет, то многие российские предприятия потеряют потенциальные возможности хоть в какой-то мере конкурировать с зарубежными произво-дителями. По прогнозам российских экспертов, после присоединения России к ВТО самый тяжелый удар придется на сельское хозяйство и пищевую промышленность. Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что только по этой позиции Россия ежегодно будет терять до 1 % ВВП ($7,2 млрд.).

Мощное хозяйственное оживление 2000-06 годов происходило для России в условиях ограниченного доступа иностранного капитала. Крупные российские компании свободно кредитовались на мировом рынке, в то время как внутренний рынок страны для дешевых кредитов был закрыт.

Ожидалось, что вступление России в ВТО существенно повлияет на сферу финансовых услуг. ВТО требует соблюдения принципа равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой междуна-родной конкуренции в этой области.

Например, на переговорах по финансовым услугам с США основными проблемами являлись следующие:

  1. снятие запрета на деятельность филиалов иностранных банков и страховых компаний (“прямых” филиалов) в России;
  2. отмена квоты иностранного участия в совокупном капитале российских банков и страховых компаний.

Негативным фактором в переговорах являлось то, что ни одной из недавно присоединившихся к ВТО стран не удавалось сохранить квоты или запрет на деятельность “прямых” филиалов в качестве постоянных ограничений.

Дело в том, что филиалы иностранных банков подчиняется законодательству и надзорным требованиям центрального (национального) банка той страны, в которой зарегистрирована материнская компания; все операции (трансграничные переводы), которые совершаются между филиалом и головной организацией, — это операции внутри одной структуры, не подконтрольные местному валютному и налоговому законодательству.

Единственная страна Восточной Европы, где доля иностранного капитала составляет меньше половины от совокупных активов банковской системы, — это Словения, где проводится целенаправленная государственная политика по сохранению национальных банков. В других странах региона эта доля составляет от 60 до 80 %.

Членство в ВТО накладывает на страну и определённые ограничения, не позволяющие опускать вниз курс национальной валюты. Не факт, что это хорошо — есть различные воззрения среди экономистов; в частности, очень популярна мысль о том, что лучший способ повысить конкурентоспособность отечественной продукции это — не давать рублю укрепляться и как следствие продавать всё на Запад по дешевке.

Среди основных банковских рисков при вступлении в ВТО Рабочая группа отметила:

  • риск возможного оттока капитала,
  • риск демпингового снижения процентных ставок,
  • риск сравнительной потери деловой репутации (иностранные банки имеют более высокую репутацию)
  • риск возможной утраты контроля за платежной системой.

Рабочая группа Ассоциации российских банков по вопросу вступления России в ВТО, созданная накануне ХIII съезда АРБ в июне 2002 года, высказалась за то, чтобы доля иностранного капитала в российской банковской системе на момент вступления России в ВТО не превышала пятнадцати процентов, а через пять лет — двадцать пять процентов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)