Развитие идей учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда в России

Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности. Обозначается постепенный переход от интуитивных методов организации труда к их научной обоснованности. Например, исследования трудовых действий В.П. Горячкина (на основе работ И.М. Сеченова о психофизиологии и биомеханике рабочих движений). Н.А. Шевелев впервые предложил термин “техника безопасности труда”.

В.И. Михайловский составил “Проект обязательных постановлений о мерах …для сохранения жизни и здоровья рабочих во время работы и при помещении их в фабричных зданиях” (1899 г.) и т.п.
Идеи согласованности особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде через специальные процедуры экспертизы сельскохозяйственной техники. Еще в 1829 г. М. Павловым описывается такая экспертиза при сравнении различных молотилок: одной шотландской конной и двух видов ручной – шотландская оказалась лучше, (т.е. более соответствующей возможностям работников). Главный смысл таких, уже усовершенствованных к концу ХIХ в. экспертиз – “предохранение работников от несчастий” и др.

Идеи соответствия человека и техники в отечественном воздухоплавании.

Еще в 1804 г. Я.Д. Захаров описывает наблюдения над своим самочувствием при полете на воздушном шаре. Позже разрабатывается метод “наблюдения над самим собой”, который использовал и знаменитый летчик П.Н. Нестеров. С.П. Мунт составляет комплексную программу изучения летчиков, куда входили показатели: “силы произвольной мускулатуры”, тактильной и болевой чувствительности…

Технико-психологическое проектирование в системе железнодорожного транспорта. В 80-е гг. ХIХ века резко возросло число железнодорожных аварий. В качестве основных причин оптического обмана машинистов выделялись (по С.Н. Кульжинскому): переутомление, физиологические причины, психологические причины – все это и приводит к иллюзиям восприятия. Разрабатываются различные приспособления контроля железнодорожных работников, например, аппарат за контролем поездных бригад (Н.Г. Дидушкин). Изобретаются “повторители семафоров” для анализа дорожных происшествий – прообраз “черных ящиков” в современной авиации (А. Эрлих, А. Мазаренко) и др.

Идеи проектирования режимов и условий труда.

В 1877 г. рабочий день в производстве длился от 8 до 18 часов в сутки (по данным Ф.Ф. Эрисмана). При анализе аварий на железной дороге оказалось, что многие виновные находились на службе больше положенного времени: например, один – 21 час, другой – 23 часа, третий – 21 час 45 минут… (по данным А.А. Вырубова – 1884 г.). Еще в 1907 г. предлагалось увеличить число перерывов (дополнительно к обеденному – утренний и вечерний), да еще и с гимнастикой! (по М.С. Уварову и Л.М. Лялиной). Разные авторы предлагали усовершенствования в плане вентилируемости и освещения помещений (В.И. Михайловский), усовершенствования рабочего места – паровозной будки (В.А. Арциш) и т.п.

Идеи организационно-психологического проектирования.

Для повышения социальной защищенности рабочих предлагалось (еще в начале ХХ в. в России):

  • организация страховых обществ;
  • обеспечение материальных вознаграждений увечным работникам;
  • проведение законов об ответственности предпринимателей за увечья рабочих;
  • создание фонда помощи рабочим, пострадавшим от увечий и др.

Еще в начале века И.И. Рихтер отмечал, что для правильной организации какого-либо предприятия важно решить два вопроса: “подбор потребного персонала и надежная организация самого производства”. Предлагалась идея “сменных” или “двойных” бригад для машинистов паровозов. Еще в 1874 г. Д.И. Журавским разрабатывалась идея “распределения функций” между подчиненными (сейчас в психологии управления это называется “делегирование полномочий”). Предлагались новые варианты системы поощрения и наказания, которые важны не только для повышения производительности труда, но и для укрепления стабильности коллектива (Д.И. Журавский, И.И. Рихтер, Э.С. Пентка).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)