Развитие гибких навыков в процессе обучения иностранным языкам

В современном обществе в числе приоритетов развитие гибких навыков – soft skills. Это комплекс взаимосвязанных с личностными качествами и ценностными установками неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые способствуют успешности, высокой эффективности деятельности, в том числе в малознакомой, быстро меняющейся среде.

Существует большое количество точек зрения о том, какие навыки и компетенции необходимы для современного человека, для его эффективности. Наиболее известной является модель «4К», в которой представлены основные ключевые компетенции, необходимые для успешности в современном мире: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление.

Активно используя компетентностную модель «4К» можно выявить приоритеты в развитии гибких навыков в системе образования.

Коммуникация включает в себя: легкость установления контакта, умение договариваться, поддержание разговора, наличие навыков публичных выступлений, умение приводить убедительные аргументы; отстаивание своей позиции и своих интересов; преодоление конфликтных ситуаций; умение использовать навыки активного слушания, умения правильно задавать вопросы; осознанное применение невербальных способов коммуникации.

Интересно
Коллаборация – это навык объединения в группу с целью решения общей задачи, умение работать в команде. Критическое мышление – это способности к анализу ситуации, адекватности оценки, Креативность или творческий потенциал – это создание творческого продукта, умение быстро менять свое мышление и поведение в зависимости от актуальной ситуации, оригинальность и умение решать сложные задачи .

Результаты изучения предметной области «Иностранные языки» в ФГОС предполагают «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях; владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны».

Эффективным методом развития soft skills является метод проектов. В нашем вузе применяется проектирование уроков иностранного языка , учебная и производственная (проектно-технологические) практики, на которых студенты проектируют воспитательные мероприятия. Эффективным вариантом тренировки soft skills являются тренинги и тренинговые упражнения. Во время тренинговых упражнений развитие навыков и компетенций является основной задачей.

Тренинговые упражнения играют важную роль и для развития коммуникативных умений и навыков, и для развития творческого потенциала, и для формирования навыков командной работы, и для развития уверенности и увереннодостойного поведения в любой ситуации, в том числе иконфликтной

Эффективность тренинговых упражнений обусловлена обязательным следование принципам, которые создают в классе атмосферу безопасности, доверия, открытости, психологического комфорта, позволяют подросткам не бояться ошибок и промахов.

Использование методических средств (техник) также отличается своими особенностями. Традиционно выделяют: техники представления информации (лекции, видеолекции, обзоры, групповые дискуссии и др.); имитационные техники для тренировки в безопасных условиях (ролевые и деловые игры, метод кейсов и др.) и техники создания реальной среды с целью переноса усвоенного навыка в реальную действительность.

Развитие навыков soft skills может происходить на любом этапе уроков иностранного языка:

  1. во время организации, объяснения темы урока;
  2. во время учебных действий (в процессе актуализации знаний, тренировки необходимых навыков);
  3. во время подведения результатов (в ситуации успеха);
  4. во время анализа урока (выводы).

Выбор средств обучения навыкам soft skills зависит от содержания учебного материала; конкретных форм организации учебной и внеклассной деятельности; оценки учебной деятельности и позитивного подкрепления; личности педагога и его взаимодействия с учениками; микроклимата в классе; рациональных способов познавательной деятельности; речевого развитие учащихся; самостоятельной работы в ходе учебного процесса; учета возрастных и индивидуальных особенностей школьника.

Правильно подобранные средства обучения soft skills на уроках иностранного языка способствуют повышению мотивационной направленности у школьников, делают занятия более интересными, способствуют качественной организации работы с классом, упрощают контролирование учебной деятельности школьников, позволяют учащимся проявлять их творческие способности, повышают интерес к иностранному языку и разнообразию методических приёмов у педагогов .

Очевидно, что на развитие гибких навыков оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы, которые взаимно усиливают друг друга. Для того чтобы ученики были успешны во взрослой жизни, в рамках школьного обучения необходимо формировать у них soft skills (критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию), которые помогут ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат учеников умением учиться на протяжении всей жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)