Разум причащающий

Разум причащающий в диалогике B.C. Библера есть интегральная архитектоническая определенность мышления, характерного преимущественно для средневековой культуры.

Строже говоря: это средневековая мысль как особое измерение культуры современного мышления, как самостоятельный голос его полифонии, действующий (в мысли) персонаж растущий смысл. Грань его парадоксальности.

Смысл понятия бытия (ответ на вопрос, что значит понять сущее в его существе) определяется в П. р. идеей творения, тварности.

Если для Античности понять значит понять сущее в его собственном бытии – в определенности, форме, эйдосе, идее апория формы:

  • единое есть как многое, многое есть как единое;
  • если для Нового времени понять значит понять сущее в его сущности в противопоставленности мыслящему субъекту (мысль, противостоящая самой себе);
  • если для современности понять значит логически воспроизвести бытие как внелогическое, все более многообразно уходящее от образов его понимания, то задача П. р. понять сущее в том, чему оно присуще, чем есть сущее.

Понять бытие сущего в другом. Даже в Троице это отсылание к другому теперь уже не высшему, а равносущному оказывается конститутивным: Сын рождается, Дух исходит.

«…Разум средневековый. Понять означает понять ничто как все, все как ничто, в ключе идеи причащения, идеи ничтожности собственного бытия, всемогущего в причастности к бытию акту всеобщего субъекта».

Умопостижимая (субстанциальная) форма сущего (соответственно, реальная форма мысли) понимается как способ и степень причастия тварного сущего творящему действию, т. е. как способ соучастия в этом действии в качестве орудия, посредника (средства), проводника. Быть (пониматься в своем бытии) значит выходить из своего ничто и превосходить свое наличное что в сверх – что творящего субъекта.

Архитектоника умопостигаемого мира складывается для П. р. как иерархия степеней бытия и динамика ступеней восхождения. Субстанциальная форма вещи есть вещь, мыслимая как умение, умелость, прием, рецепт, искусность. Суть бытия, смысл, идея находятся не в форме вещи, а в искусности творящих рук.

Собственная ответственность и строгость П. р., позволяющие раскрыть особую, свойственную ему, и только ему, логику мысли, задается ведущими вопросами: как возможно вывести ничтожное самобытие вещей из сверх-бытия всеобщего творящего субъекта, до-бытийного по своей сути, как возможно возвести ничтожное самобытие вещей в сверх-бытийность всеобщего Субъекта?

Неделимый логический ход (шаг) мысли соответствует ступени на лестнице степеней бытия, возведенной из ничто к сверх-что. Понятие (смысл бытия) нижней ступени находится в верхней. В целом особенность логического расположения П. р. можно пояснить аутентичными формулами средневековой мысли: intelligo ut credam (разумею, чтобы верить) и credo ut intelligam (верую, чтобы разуметь).

Бытие (тварное, т. е. ничто) есть присущностью (причастием) сверх-бытию (т. е. ничто), которое есть и сверхмышление, сверх-ум (т. е. бытие). Бог не есть тварное бытие. В каком же смысле Он есть. Если «есть» мыслится из бытия Бога, то тварь не есть, «есть» ничто. Если бытие есть бытие твари, Бог не есть (этим бытием).

Бог есть не бытие, а начало бытия (Творец); есть кенотически: смерть Бога в мире; есть эсхатологически: конец мира в Боге. Все(-сверх-)бытие (maximum) превышает само себя тем, что способно уничижиться до ничто (minimum). «Простец» как сверх-схоласт. Пастырь просвещает прихожан- простецов, сам пребывая в свете простой веры.

Антитетизм обнаруживается именно в бытии Бога. «…Формы не было в материи, но она существовала в художнике, прежде чем воплотилась в камне. Но она была в художнике не потому, что у него есть глаза или руки, а в силу его причастности искусству.

Следовательно, в искусстве этой красоты еще больше, ибо красота, присущая искусству, не привходит в камень, а покоится в себе, в камень же привходит лишь менее значительная, производная красота, которая не остается в чистом виде в самой себе и так, как ее задумал художник, но открывается лишь в ту меру, в какую камень повиновался искусству». Тогда оказывается, что вещи существуют не «по причине», но «по причастности» к бытию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)