Разрешение коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры носят неисковой характер, поскольку речь идет об установлении новых условий труда. Они не подведомственны суду. Для разрешения конфликтных ситуаций
между работниками и работодателями предусмотрен особый порядок – примирительные процедуры.

Государственное содействие в разрешении конфликтов сторонам спора оказывается. В частности, согласно ст. 407 ТК РФ в составе федеральных органов власти по труду, соответствующих органов по труду субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны быть созданы подразделения, осуществляющие руководство урегулированием коллективных трудовых споров.

Сами органы по труду споров не рассматривают, но содействуют их разрешению путем организации примирительных процедур.

Органы по труду наделены рядом полномочий, такими как: осуществление уведомительной регистрации коллективных трудовых споров; формирование списка трудовых арбитров и проведение их подготовки; выявление причин и условий возникновения коллективных трудовых споров, подготовка предложений по их устранению, оказание методической помощи сторонам спора.

Использование примирительных процедур рекомендовано международными правовыми нормами. Рекомендация МОТ № 92 (1951) «О добровольном примирении и арбитраже» предлагает некоторые общие правила.

В частности, с целью способствовать предупреждению и разрешению трудовых конфликтов должны создаваться органы по добровольному примирению;

в каждый орган должно входить равное число представителей от предпринимателей и трудящихся;

примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной, сроки должны быть минимальными;

должны приниматься меры, чтобы процедура могла начаться по инициативе любой из сторон конфликта или органом по добровольному примирению;

сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение всего времени ведения переговоров;

все соглашения, достигнутые сторонами в результате переговоров, составляются в письменной форме и имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке.

Трудовой кодекс РФ учитывает международные нормы и предусматривает примирительные процедуры: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Данные процедуры призваны разрешить конфликтную ситуацию путем достижения компромисса и предупредить забастовку.

Примирительные процедуры могут идти в два этапа (примирительная комиссия и трудовой арбитраж) или в три (примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж). Эти органы создаются как временно действующие, в течение коротких сроков (трех рабочих дней с момента начала трудового спора) самими спорящими сторонами (с участием службы по урегулированию споров).

Примирительная комиссия формируется на первом этапе рассмотрения коллективного спора из представителей сторон на равноправной основе (ст. 402 ТК РФ). Кодекс предусматривает порядок оформления создания примирительной комиссии в рамках организации – приказом работодателя и решением представительного органа работников. Вопрос о создании такой комиссии в масштабе отрасли, региона не решен.

Министерство труда России разработало Рекомендации по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией и утвердило их своим постановлением от 14 августа 2002 г.29. Рекомендации уточняют порядок формирования примирительной комиссии.

Если работодатель не сообщает своего решения, то представителю работников по истечении трех рабочих дней со дня вручения работодателю требований работников следует направить ему предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со своей стороны.

В случае составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров сторонам коллективного трудового спора одновременно нужно создавать примирительную комиссию. Точно так же одновременно с оформлением протокола разногласий нужно решать вопрос о формировании примирительной комиссии и в случае отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локальных актов, содержащих нормы трудового права.

Сторона, получив предложение об образовании примирительной комиссии, подготавливает свои предложения о ее количественном и персональном составе. В зависимости от характера, сложности спора в состав комиссии рекомендуется включать от двух до пяти представителей
от каждой стороны, разбирающихся в проблеме.

Ими могут быть работники организации, как состоящие, так и не состоящие в штате. Работников разрешается привлекать к работе в комиссии неоднократно, но общая продолжительность их участия не должна составлять более трех месяцев в году.

Представителями работников чаще всего выступают члены профсоюзных комитетов, а также ученые и специалисты в области экономики и права. Представителями работодателя могут являться руководители структурных подразделений организации и другие сотрудники. Решение об образовании комиссии после согласования ее количественного состава
оформляется приказом руководителя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон.

Создание примирительной комиссии и участие в ней являются для сторон обязательными (ст. 402 ТК РФ). Работодатель обязан создать все необходимые условия для ее работы: предоставить оборудованное помещение, документы, сведения, необходимые для рассмотрения выдвинутых требований, а также обеспечить гарантии членам комиссии, предусмотренные законом.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней с момента издания приказа о ее создании (на более высоких уровнях партнерства – в срок до пяти дней). Срок может быть продлен при взаимном согласии сторон.

В ходе рассмотрения спора члены примирительной комиссии имеют право запрашивать и получать от сторон сведения и необходимые документы по существу коллективного трудового спора; проводить совместные или раздельные заседания сторон; предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта, подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

Примирительные процедуры предполагают добровольность принятия решения сторонами конфликта. Примирительная комиссия не может подписывать решения, но должна быть готова предложить какие-либо варианты, альтернативы, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

На время участия в рассмотрении коллективного трудового спора члены примирительной комиссии освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года (ст. 405 ТК РФ). Существуют также дополнительные гарантии при переводе, увольнении и применении дисциплинарного взыскания к этим лицам в период разрешения коллективного трудового спора.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора (т. е. за его принятие должно высказаться не большинство членов комиссии, а большинство представителей каждой стороны) и оформляется протоколом, который подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением.

Рекомендация МОТ № 92 подчеркивает, что все соглашения, достигнутые сторонами в ходе переговоров по примирению, имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке (коллективными договорами, соглашениями).

Если согласие не достигнуто, в протоколе следует четко отразить сущность разногласий и позиции сторон, их намерение продолжить процедуры с участием посредника или трудового арбитража. Работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование (включая право на забастовку), предъявив работодателю требования (о невыполнении соглашения).

В дальнейшем примирительные процедуры продолжаются с участием посредника или в трудовом арбитраже. После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника, кандидатуру которого вправе порекомендовать орган по труду.

Посредником может быть любое лицо, не связанное трудовыми отношениями с данной организацией (из числа, например, специалистов, обладающих знаниями и практическим опытом в области социальнотрудовых отношений, пользующихся авторитетом, известных работодателю и профсоюзам).

Министерство труда России рекомендует оформлять протоколом соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника.

Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража. Правило ст. 403 ТК РФ больше соответствует идее добровольности примирения и добровольности определения состава органа по рассмотрению коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон. Законодатель устанавливает лишь продолжительность этой процедуры.

Задачей посредника является оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию спора на основе конструктивного диалога. Для этого он наделяется такими же полномочиями, как и примирительная комиссия.

Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до трех рабочих дней (на более высоких уровнях партнерства – до пяти дней) с момента его приглашения и завершается
принятием сторонами решения в письменной форме или составлением протокола разногласий Если спор не урегулирован с участием посредника, он переходит в трудовой арбитраж.

Спор может попасть на рассмотрение трудового арбитража и после первого этапа (примирительной комиссии). Это происходит, если стороны решили обойтись без участия посредника или не смогли договориться по поводу его кандидатуры.

В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж (ст. 406 ТК РФ). В этом случае рассмотрение трудового спора в трудовом арбитраже будет первой стадией.

Условием создания трудового арбитража является достижение сторонами соглашения в письменной форме об обязательности выполнения его решений (ч. 1 ст. 404 ТК РФ). Но в организациях, где законом ограничено или запрещено проведение забастовок, создание трудового арбитража обязательно.

Трудовой арбитраж создается совместными усилиями сторон трудового спора и службой по урегулированию споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного спора примирительой комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются совместным решением работодателя, представителей работников и подразделением органа по труду.

Трудовыми арбитрами могут быть научные работники, специалисты (с экономическим, юридическим и другим образованием), представители профсоюзов, работники территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда России. В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон.

Коллективный трудовой спор рассматривается в арбитраже в срок до трех рабочих дней со дня его создания с участием представителей сторон (на более высоких уровнях партнерства – до пяти дней).

Арбитраж рассматривает обращения сторон, получает документы, сведения, необходимые для разрешения спора, информирует органы государственной власти и местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

Трудовые арбитры имеют право приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного спора, требовать от представителей сторон доведения решений арбитража до сведения работников, предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.

Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах. На время участия в разрешении коллективного трудового спора они освобождаются от работы с сохранением среднего месячного заработка (но не более чем на три месяца в течение одного года). Гарантии трудовым арбитрам в сфере трудовых отношений установлены ст. 405 ТК РФ.

Результатом деятельности трудового арбитража являются рекомендации по существу рассматриваемого коллективного трудового спора, которые передаются сторонам спора в письменной форме.

С учетом того, что ст. 404 ТК РФ предусматривает создание трудового арбитража только в том случае, если стороны договорились об обязательном выполнении его решений, эти рекомендации носят обязательный характер.

Терминологически неточно называть подобные решения рекомендациями. В случае отказа от выполнения рекомендаций арбитража или уклонения работодателя от его создания работники могут приступить к организации забастовки. В этот период они обязаны продолжать примирительные процедуры (ч. 1 ст. 412 ТК РФ).

Неисполнение требования участия в примирительных процедурах влечет для спорящих сторон неблагоприятные последствия. Так, работники, уклонившиеся от примирительной процедуры разрешения спора, не вправе прибегнуть к забастовке для отстаивания своих интересов, а участвующие в незаконной забастовке могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию (ст. 417 ТК РФ).

Представители же работодателя (должностные лица, уполномоченные вести переговоры) могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответственности. Установление коротких сроков рассмотрения коллективного спора призвано как можно быстрее разрешить конфликт, сократить убытки работодателя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)