Понятие трудовых споров и классификация трудовых споров

Возникновению трудовых споров способствуют правонарушения в сфере труда, а также противоречия, объективно существующие между работниками и работодателями. При первом приближении можно сказать, что работодатели и работники имеют общие интересы в повышении эффективности производства, конкурентоспособности организации.

В то же время интересы не вполне совпадают: работодатели стремятся увеличить прибыль, создаваемую за счет труда работников, что ведет к росту интенсивности последнего, уменьшению числа работников, ограничению роста зарплаты; работники заинтересованы в сохранении рабочих мест, повышении заработной платы, увеличении средств на улучшение условий труда.

В результате работодатель может столкнуться с тем, что встретит возражения и неприятие своих решений со стороны работников. Таким образом, наличие противоположных интересов у работодателей и работников создает объективную основу для возникновения трудовых споров. Различная правовая оценка фактических обстоятельств, возникающих в процессе трудовой деятельности, – это разногласие между субъектами трудового права.

Каждая из сторон по-своему понимает, толкует нормы законов, других нормативных правовых актов, положения коллективного и трудового договоров. Существуют и субъективные причины возникновения трудовых споров.

У работодателей сформировалась установка на неограниченное распоряжение ресурсами производства, в том числе на использование труда работников. Они считают возможным игнорирование законодательства, регламентирующего применение труда.

Это лишний раз подтверждает, что в трудовых отношениях нельзя отказаться от публично-правового вмешательства: только так можно обеспечить баланс интересов, ограничить хозяйскую власть работодателя.

Возникновению трудовых споров могут способствовать обстоятельства правового характера:

неточности в формулировках норм;

устаревшие правила, не отвечающие современным формам организации труда;

действие большого количества нормативных правовых актов бывшего СССР.

К сожалению, законодатель не дал полного перечня нормативных правовых актов, утративших силу с принятием ТК РФ, поэтому возникают затруднения в решении вопроса о применимости тех или иных норм.

Разногласия работников с работодателем могут быть разрешены при непосредственных переговорах. Если разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа, возникает трудовой спор.

Под трудовыми спорам и принято понимать неурегулированные разногласия между работниками и работодателем по поводу установления или изменения условий труда, применения законов, коллективных и трудовых договоров, разрешаемые в определенных процессуальных формах.

Рассмотрение трудовых споров уполномоченными органами позволяет избежать длительного противостояния сторон и обеспечить защиту трудовых прав работников и интересов работодателей.

Характер трудовых споров, их субъектный состав и способы разрешения разнообразны. Классификации трудовых споров имеют прямое отношение к установлению того или иного порядка их рассмотрения и разрешения.

В зависимости от предмета спора трудовые споры принято подразделять на две группы.
Первая группа – это споры, вытекающие из применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора, соглашений о труде и трудового договора.

Такие трудовые споры возникают, как правило, в результате действительного или предполагаемого работником нарушения его трудовых прав.

Эти споры называют спорами о праве, они могут быть связаны с нарушением субъективного права и с его оспариванием. Вторая группа – это споры, предметом которых являются раз-
ногласия по поводу установления новых или изменения действующих условий труда, в том числе возникающих при заключении, изменении и выполнении коллективных договоров и соглашений.

В данном случае субъективные права участников трудового правоотношения не нарушаются, но последние стремятся к удовлетворению своих законных интересов. Такие споры называют спорами об интересах (неисковыми спорами).

Цель участника трудового спора первой группы – добиться реализации уже принадлежащих ему субъективных трудовых прав;в трудовых спорах второй группы речь идет о приобретении новых прав или о достижении баланса интересов участников спора.

По субъектам трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные трудовые споры определяются законом (ст. 381 ТК РФ) как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается и спор между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае его (работодателя) отказа от заключения такого договора.

Коллективные трудовые споры – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателем (его представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях (ст. 398 ТК РФ).

В индивидуальных спорах участвуют работодатель и работник, в коллективных – работодатель и работники или часть работников одной организации, или работодатели и работники ряда организаций, целой отрасли или территориальной единицы.

Для коллективных споров характерно то, что работники, выступающие как субъект спора, объединены общими интересами, организационно представлены соответствующим органом. Как правило, работников в коллективном споре представляют органы профсоюза, но представителя-
ми работников могут быть и иные органы.

Эти споры отличаются составом участников и предметом спора. Коллективные трудовые
споры – это всегда споры по поводу установления, изменения и выполнения коллективного договора или соглашения по вопросам социально-трудовых отношений.

Причем под невыполнением условий коллективного договора или соглашения как предметом коллективного спора понимается не соблюдение конкретных условий труда, установленных на договорной основе, а невыполнение сторонами обязательств по охране труда и социальному обслуживанию работников.

Если же речь идет о нарушении условий труда в отношении того или иного работника, то такой спор относится к индивидуальным трудовым спорам. Коллективные трудовые споры разрешаются путем применения примирительных процедур в соответствии с главой 61 Трудо-
вого кодекса РФ.

Что касается индивидуальных трудовых споров, то их предметом могут быть как разногласия по поводу установления новых или изменения действующих условий труда конкретного работника, так и споры между работником и работодателем по поводу действительного или мнимого нарушения трудового законодательства, условий коллективного или трудового договора (т. е. неисковые и исковые споры).

Индивидуальные трудовые споры по поводу установления новых или изменения действующих условий труда имеют в своей основе противоречия между законными интересами работника и работодателя. Все индивидуальные трудовые споры (исковые и неисковые) разрешаются органами по рассмотрению трудовых споров:

комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров призван обеспечить защиту сторон трудового отношения и, прежде
всего, работника как стороны, более нуждающейся в такой защите.

Оба критерия разграничения трудовых споров (по предмету и по субъектам) должны применяться одновременно. Это важно для определения вида трудового спора и порядка его разрешения. Так, спор о невыполнении коллективного договора может быть индивидуальным, если он не выполняется в отношении одного работника.

Если же разногласия возникли по поводу невыполнения коллективного договора по отношению ко всему трудовому коллективу, ко всем работникам, налицо коллективный трудовой спор. То естьприменение лишь одного предметного критерия не дает возможности точно определить вид трудового спора.

Аналогичная ситуация складывается и в случае использования разграничения по субъектному составу. Так, нарушение законодательства может быть допущено по отношению ко всему коллективу, однако это не считается основанием отнесения возникшего трудового спора к коллективным. Однозначного подхода к оценке правовых последствий невыполнения коллективного договора не сложилось.

Классифицировать споры можно также по виду спорного правоотношения, из которого они проистекают: споры, возникающие из трудовых правоотношений; из правоотношений по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников; по возмещению материального ущерба работником и работодателем; по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и др.

Классификация трудовых споров позволяет правильно определить подведомственность спора. Так, индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются КТС и судами. Коллективные трудовые споры разрешаются специально создаваемыми органами с использованием примирительных процедур.

Разрешение трудовых споров основывается на принципах, которые определяют существенные черты данной процедуры.

В частности, выделяют такие принципы, как обеспечение защиты трудоых прав работников; равенство всех перед законом; демократизм; доступность обращения в органы по рассмотрению споров; обеспечение законности; обеспечение объективности и полноты; обеспечение гласности; принцип бесплатности; быстрота рассмотрения; обеспечение реального исполнения решений.

В литературе в основном говорят о принципах разрешения индивидуальных трудовых споров, однако они в равной мере характеризуют порядок разрешения и коллективных трудовых споров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)