Разновидности, функции и стили профессионального общения

1.Понятия «разновидности» и «функции общения»
2.Профессиональное общение

Успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но во многом и от владения искусством делового общения людей, представляющих этот товар. В тоже время, само производство товара, его качество и производительность организации находятся в зависимости от удовлетворенности сотрудников тру- дом и благоприятного психологического климата в служебных коллективах. Важная роль в формировании этого принадлежит характеру общения и взаимоотношений в организации.

В самом общем виде общение – это процесс передачи информации и взаимодействия людей на основе установления и развития между ними контактов и взаимного отражения в сознании друг друга.

 

Эффективное общение – это искусство, но ему можно обучаться. Владение искусством делового общения является важным элементом профессиональной компетентности руководителей и сотрудников любой организации, а также необходимым условием их профессиональной успешности.

 

Профессиональное общение – это частный случай общения, обусловленный задачами и условиями профессиональной деятельности. Основная цель профессионального общения состоит в выработке и реализации эффективной стратегии взаимодействия и построения отношений, приводящих к успешному осуществлению профессиональной деятельности.

В отличие от повседневного – бытового, профессиональное общение более нормативно организационно, культурно регламентировано и часто носит вынужденный характер. С соответствующей спецификой его используют бизнесмены, политики, педагоги, юристы, врачи и т. д.

К профессиональному общению относятся деловое, управленческое, юридическое, педагогическое и ряд других, каждое из которых в свою  очередь можно разделить на прямое – осуществляемое при непосредствен- ном контакте, и косвенное – когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В рамках психологии управления да- лее под профессиональным общением мы будем рассматривать преимущественно деловое и управленческое общение.

 

Деловое общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между партнерами, направленный на решение конкретной задачи или реализацию определенной цели.

 

Основные формы делового общения: деловая и воспитательная беседы; деловые переговоры; совещания; публичные выступления и т. п.

Функции делового общения являются развитием общих функций общения, накладывая на них профессиональный отпечаток. В качестве основных функций выделяются следующие: – трансляционная функция – общение используется для передачи конкретных способов профессиональной деятельности и профессионального взаимодействия, а также профессионально-значимых знаний, в том числе оценок, мнений и суждений; – инструментальная функция – общение выступает как социально- психологический механизм управления поведением и деятельностью партнеров по общению; – интегративная функция – общение выступает основой объединения партнеров в рамках профессионального взаимодействия.

В качестве дополнительных функций делового общения выделяются следующие: – функция самовыражения – за счет общения возникает возможность самораскрытия и самоутверждения на основе демонстрации различных составляющих личностного потенциала (мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной и др.); – экспрессивная функция – благодаря общению партнеры могут вы- разить эмоциональные переживания и характер отношения к деятельности и друг к другу.

 

Управленческое общение является разновидностью профессионального общения, которое направлено на изменение поведения партнера по общению и обычно осуществляется между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчиненности или относительной зависимости на основе выполняемых ими профессиональных и социальных ролей.

 

Следует отметить, что в широком смысле управленческое общение не всегда является разновидностью именно профессионального общения. Как было отмечено ранее, в жизни в какой-то мере «все управляют всеми». Однако в контексте психологии управления персоналом далее мы будем рассматривать управленческое общение в большей степени как разновидность профессионального общения, осуществляемого преимущественно в рамках организационного взаимодействия между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчиненности или относительной зависимости.

В организации управленческое общение как вид деятельности руководителя направленно на решение основных управленческих функций и оптимизацию совместной жизнедеятельности сотрудников. Оно осуществляется преимущественно через нормативно-распорядительную и иную документации, непосредственное общение с коллективами и профессиональными группами (собрания, совещания, встречи), а также индивидуальное общение с сотрудниками (беседы).

К числу основных коммуникативных функций управленческого общения, осуществляемых персоналом управления в организации, относятся: – получение информации, необходимой для определения ведущих целей деятельности, постановки задач и принятия соответствующих управленческих решений; – выдачу распорядительной информации (распоряжения, приказы, указания, рекомендации, советы и др.) направленной на реализацию принятых управленческих решений и мотивирование сотрудников; – получение обратной (контрольной) информации о ходе и итогах реализации распорядительной информации, а также о состоянии социально-психологического климата и организационной культуры в организации; – выдачу оценочной информации об итогах реализации управленческих решений, а также поощрение и наказание сотрудников.

В профессиональном общении, как и в других видах общения, между сотрудниками проявляются два взаимосвязанных аспекта: взаимодействие; взаимоотношения.

 

Взаимодействие предопределяется особенностями профессиональной деятельности и должностными обязанностями партнеров, ориентируя их на согласованные действия. При этом в процессе профессионального взаимодействия каждый из партнеров стремится ориентироваться как на свои цели, так и учитывать цели партнера.

 

В зависимости от степени учета целей партнера различают следующие стратегии поведения в профессиональном общении: – сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей; – противодействие, предполагающее ориентацию лишь на свои це- ли без учета целей партнера; – компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую, временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений; – уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;  – избегание (уклонение), предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого.

Среди изложенных стратегий нет плохих или хороших. Все зависит от конкретной ситуации общения, от целей, которые ставят перед собой партнеры, и ряда других факторов.

Взаимоотношения – это эмоционально окрашенные субъективные симпатии или антипатии людей друг к другу, являющиеся результатом их взаимодействия. Для снижения возможных нежелательных последствий влияния фактора отношений профессиональное, в том числе управленческое общение в организации, содержат выраженный ролевой компонент, который значительно смягчает аспект взаимоотношений между субъекта- ми общения.

Ролевым принято называть общение между носителями определенных социальных ролей. В процессе такого общения человек выступает уже не столько как индивидуальность, а как некая социальная единица, выполняющая определенные функции. В этом общении человек произвольно «лишается» определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе ролевого профессионального общения обмен информацией и взаимодействие осуществляются не ради праздного любопытства или удовольствия, не «просто так», а для того, чтобы решить конкретную деловую задачу или проблему.

Однако сама по себе социальная роль не определяет до мельчайших деталей весь ход общения. Она предписывает цели и форму общения, т. е. то, как вести общение в основном, оставляя при этом некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать опре- деленным «стилем общения» в рамках исполнения конкретной социальной роли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)