Размещение торговых объектов

Экономическая теория использования пространства строится на двух измерениях: расстояние и площадь.

Роль расстояния заключается в том, что транспортные издержки не только увеличивают рыночные цены перевозимой продукции, но и оказывают значительное влияние на размещение хозяйствующих субъектов.

Роль площади заключается в том, что рынки как производства, так и потребления отдельных товаров располагаются в различных географических пределах.

В настоящее время для предприятий при выборе места размещения объектов инфраструктуры, в том числе торговых объектов, большую роль играют как внутренние, так и внешние факторы.

В частности, к внешним можно отнести: размещение производителей / поставщиков и потребителей, наличие и размещение инфраструктурных объектов, интенсивность потребления, платёжеспособность, уровень конкуренции, транспортная доступность, юридические особенности, государственная поддержка, перспективы развития и другие.

Существует две схемы, по-разному учитывающие влияние вышеперечисленных факторов: торговля потоков и трафик-торговля.

Торговля потоков – исторически сложившийся принцип размещения торговых предприятий, ориентированный на размещение торговых предприятий в местах наибольшего скопления потенциальных потребителей.

Траффик-торговля ориентирована на размещение торговых предприятий за пределами городской черты. Для её успешного осуществления необходимо выполнение следующих условий: наличие платёжеспособного спроса и развитой инфраструктуры.

Кроме того, как показывает практика, покупатели при принятии решения о посещении торговых предприятий за
пределами города большое внимание уделяют тому, чтобы не только приобрести необходимую им продукцию, но и приятно провести время. Таким образом, большое значение приобретает размещение в крупных торговых комплексах мест отдыха, развлекательных площадок, кинотеатров и т.п.

Одним из критериев рационального размещения торгового предприятия является максимально полное удовлетворение потребительских предпочтений.

Существует возможность рассчитать привлекательность того или иного торгового предприятия для покупателя в зависимости от его размера и удалённости от покупателя с помощью вероятностной модели Хаффа. Модель Д. Хаффа позволяет рассчитать размер торговой зоны торгового предприятия, учитывая его привлекательность для отдельного покупателя (формула 5.5).

Размещение торговых объектов

где Aij – привлекательность торгового предприятия j для потребителя i, Sj – размер торгового предприятия, Lij – расстояние от i-го потребителя до j-го торгового предприятия (этот параметр может быть заменён на временной, то есть время, необходимое i-му потребителя, чтобы добраться до j-го торгового предприятия), a – показатель значимости для потребителя размера торгового предприятия. В расчётах принимается a = 1, b – показатель значимости для потребителя расстояния до торгового предприятия (или времени, которое необходимо затратить, чтобы добраться до торгового предприятия).  В расчётах принимается b=2.

Таким образом, признаётся факт большей степени влияния на поведение потребителя расстояния (или времени), а не размера торгового предприятия.

Расчёт привлекательности торгового предприятия j для потребителя i позволяет определить вероятность предпочтения потребителем i торгового предприятия j (формула 5.6).

Размещение торговых объектов

где Pij – вероятность того, что торговое предприятие j привлечёт потребителя i.

Рассмотрим данную задачу на примере двух продовольственных магазинов, расстояние между которыми 1800 м. Место проживания потенциальных потребителей удалено от первого магазина на 500 метров, от второго – на 1300 м. Размер первого торгового предприятия – 2000 кв.м., второго – 700 кв.м.

Используя формулу 5.5, рассчитаем относительную привлекательность обоих магазинов для потенциальных потребителей:

Размещение торговых объектов

Размещение торговых объектов

Зная относительную привлекательность обоих магазинов, можем определить вероятность привлечения потенциальных потребителей с использованием формулы 5.6:

Размещение торговых объектов

Размещение торговых объектов

Таким образом, при заданных условиях потенциальные потребители с наибольшей вероятностью (95%) посетят магазин №1 – более крупный по размерам, хоть и более удалённый. Как видно из расчётов, вероятность посещения магазина №2 равна всего 5%.

Интересно
Необходимо обратить внимание на то, что при проведении расчётов изначально фактору расстояния (или времени) придаётся большее значение (параметр b), чем фактору размера торгового предприятия. Естественно, при фактических расчётах (при проведении опросов в том числе) может быть выявлена другая зависимость данных показателей.

Кроме того, самих показателей/факторов может быть больше. Например, широта ассортимента, уровень цен и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)