Ресурсы предприятия и их виды

Под ресурсами предприятия обычно понимают совокупность природных, материально-технических, трудовых, финансовых, информационных, временных сил и возможностей, которые используются в процессе создания товаров, выполнении работ, оказании услуг и/или в процессе получения других ценностей.

Четкое представление о сущности и составе всех ресурсов дает возможность менеджменту предприятия добиться максимального эффекта управления им.

В теории экономики ресурсы обычно делят на несколько групп:

  • природные – принципиально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые» (а в последних – «возобновляемые» и «невозобновляемые») материальные ресурсы;
  • материальные – все созданные человеком «рукотворные» средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства) и совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства. К материальным ресурсам относят сырье, материалы, топливо, энергию,  полуфабрикаты, детали и т.п. В свою очередь, средства труда – то, с помощью чего осуществляется производственный (технологический) процесс. В качестве средств труда выступают здания, станки, машины, оборудование, приборы, агрегаты, приспособления и т.п.;
  • трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем параметрам:
  • социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному. Это часть населения, располагающая совокупностью физических и умственных способностей, которая принимает участие в производственном процессе. В более узком смысле это кадры (кадровые, человеческие ресурсы) конкретного хозяйствующего субъекта;
  • финансовые – в широком смысле это денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства; в узком смысле – это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству;
  • информационные – совокупность данных, организованной достоверной информации. Они включают интеллектуальную собственность, отдельные документы и массивы документов в информационных системах.

Целевая ориентация коммерческого промышленного предприятия – это нахождение наиболее оптимального сочетания трат ограниченных ресурсов для извлечения прибыли путем удовлетворения общественных потребностей.

То есть его задача – максимизировать прибыль при условии минимизации (и/или оптимизации) затрат ресурсов (себестоимости) путем производства и продажи востребованных продуктов (товаров, работ, услуг).

Рыночно-невостребованный и/или не обеспеченный покупательской платежеспособностью продукт дохода и, соответственно, прибыли принести не сможет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)