Расходование денежных средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Выполняя задания оперативных работников, негласные сотрудники затрачивают определенное время, силы, энергию. Следовательно, расход денежных средств в процессе их работы в ряде случаев может выступать как оплата затраченного труда. В тоже время денежные средства, выделяемые на различные оперативно-розыскные мероприятия, облегчают их проведение, денежные выплаты стимулируют конфидентов, создают уверенность и стабильность в их деятельности.

В процессе предупреждения или раскрытия преступлений важным становится не то, что лица оказывающие содействие принимали участие в предупреждении или раскрытии преступления, а то, что именно с их помощью предупреждено или раскрыто преступление. Учитывая этот важный момент, можно сделать вывод о том, что расход денежных средств должен выступать как материальный стимул, направленный на улучшение качества негласной работы.

Расходование денежных средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности имеет определенные особенности и отличается от расходования денежных средств, выделяемых на другие виды государственной деятельности:

  • четкая регламентация расходования денежных средств, в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами;
  • вознаграждение как метод стимулирующий деятельность конфидентов, должен применяться в том, случае, когда источник действительно заслуживает поощрения;
  • оперативный работник должен учесть этическую сторону, при выплате денежного вознаграждения.

Операции с наличными денежными средствами при осуществлении ОРД производятся с соблюдение ряда требований:

  • рациональность в использовании денежных средств;
  • экономичность расходования;
  • эффективность;
  • расходование в пределах выделяемых сумм;
  • расходование денежных средств исключительно для решения задач ОРД.

При подготовке и проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий размеры расходов и затрат должны устанавливаться с учетом имеющихся финансовых возможностей данного органа (учреждения) за счет выделенных на осуществление оперативно-розыскной деятельности из федерального бюджета средств. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности осуществляется по ряду направлений. Первое направление включает в себя расходы на финансирование технического оснащения оперативных подразделений – приобретение и обслуживание специальной оперативной техники и оборудования, используемых в процессе оперативно-розыскной деятельности.

Второе направление связано с финансированием проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий в целях решения задач, возникающих в повседневной деятельности оперативных аппаратов. По этому направлению финансируются расходы на проведение проверочных закупок, оперативного эксперимента, приобретение образцов для сравнительного исследования, проведение отдельных исследований предметов и документов и т.п.

Третье направление включает в себя денежные вознаграждения лицам, оказывающим конфиденциальное содействие оперативным аппаратам. Основу таких вознаграждений составляют контракты с этими лицами. В соответствии с ч. 2 ст. 17 ФЗ «Об ОРД» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Интересно
Контракт представляет собой разновидность договора об установлении субъективных прав и обязанностей, который имеет юридическое значение для его участников. Условия заключения контракта в сфере оперативно-розыскной деятельности изложены в вышеназванной норме ФЗ «Об ОРД». Структура контракта включает в себя обязательства сторон, права и обязанности, вознаграждение за выполнение взятых обязательств, его особые условия, случаи досрочного расторжения и др.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об ОРД» органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Как следует из содержания Закона, запреты на сотрудничество по контракту на конфиденциальной основе включают в себя три категории лиц.

К первой категории относятся представители власти:

  • депутаты,
  • судьи,
  • прокуроры.

Запрет на сотрудничество с ними на конфиденциальной основе вызывается характером полномочий представителей власти. В соответствии с этими полномочиями депутаты, судьи и прокуроры осуществляют контрольные или надзорные функции, обязывающие их определенным образом реагировать на факты нарушения закона. Конфиденциальное сотрудничество с ними с неизбежностью повлечет за собой отступление в определенных случаях от их прямых обязанностей, воздействие на законотворческую или судебную деятельность.

Что же касается судей, то по Конституции Российской Федерации они независимы и подчиняются только закону (ст. 120), а одной из гарантий их независимости является уголовно-правовой запрет на воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации). Вторую категорию лиц, с которыми запрещается сотрудничество на конфиденциальной основе по контракту, составляют адвокаты. Участвуя в уголовном судопроизводстве в качестве защитников, они представляют сторону защиты и не вправе одновременно сотрудничать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, которые как органы дознания выступают на стороне обвинения.

В соответствии с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон функции обвинения и защиты отделены друг от друга и не могут возлагаться на один и тот же орган или одно и то же лицо. Осуществление защиты прав и интересов подозреваемых и обвиняемых, оказание им юридической помощи основывается на доверии лица к адвокату. Допустимость конфиденциального сотрудничества адвоката с органами дознания подрывало бы такое доверие и саму эффективность адвокатской защиты.

Кроме того, Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» введено понятие адвокатской тайны, под которой понимаются «любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю», при этом «адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием» (ст. 8 Закона).

Третья группа запретов на конфиденциальное сотрудничество на контрактной основе установлена для священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Распространяющаяся на последних «тайна исповеди» обусловлена морально-этическими нормами и, как и адвокатская тайна, предполагает полное доверие, исключающее передачу какой-либо информации, полученной на исповеди, третьим лицам независимо от их статуса.

В порядке поощрения разовые денежные вознаграждения могут выплачиваться также лицам, осуществляющим сотрудничество с оперативными аппаратами на конфиденциальной основе без заключения контрактов. Такие вознаграждения выплачиваются за выполнение важных заданий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности. Разовые денежные вознаграждения за выполнение подобных заданий выплачиваются и лицам, осуществляющим конфиденциальное сотрудничество с оперативными аппаратами по контракту.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)