Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника

Школьная социально-педагогическая среда обладает оп­ределенным потенциалом возможностей обучения и психоло­гического развития.

Он определяется учебными программами и их методическим обеспечением, уровнем квалификации пе­дагогов и их профессиональными установками, особенностями внутригруппового социально-психологического климата, нор­мами и ценностями ученических коллективов и др.

Вместе с тем она предъявляет определенные требования практически ко всем проявлениям ребенка, будь то учебная деятельность, общение или поведение. Несомненно, что каждая школа инди­видуально задает и систему требований и объем своих образо­вательных и развивающих возможностей.

Вместе с тем науч­ная психолого-педагогическая литература позволяет выявить важнейшие основополагающие требования, предъявляемые школьной учебно-воспитательной системой к школьнику — его деятельности, поведению и внутренним психологическим осо­бенностям на различных этапах обучения.

У многих читателей, возможно, возникнут различные неприятные ассоциации с тем понятием, которое мы вво­дим как важнейшее в нашей модели: психолого-педагогичес­кие требования. Слово «требования» достаточно жесткое и имеет определенную смысловую нагрузку в нашей культу­ре. Что стоит за ним?

Значит ли это, что все дети, все ученики определенной параллели должны быть такими, ка­кими их видят создатели модели, а если они не соответ­ствуют каким-то из требований, их обязательно надо «корректировать», «формировать», приспосабливапть и т. п.?

В предлагаемую нами систему требований мы включили те аспекты поведения, обучения и общения, на которых традиционно строилась и продолжает осуществляться вся система предметного обучения и общения в рамках школь­ной среды, которые рассматриваются современной отечес­твенной психологической и педагогической науками как важ­нейшие предпосылки и условия успешного обучения и развитин в школьном возрасте.

Несоответствие им ребенка мо­жет рассматриваться как проблема, но чья? Либо проблема ребенка — тогда ему надо помочь (например, достигнуть определенного уровня развития, сформировать определенные умения или научится использовать данные природой особен­ности).

Либо — проблема педагога, которому необходимо приспособить процесс обучения и воспитания к особеннос­тям школьника. Например, возьмем такое общее требова­ние существующей системы школьного обучения как «спо­собность работать в одном темпе со всем классом».

Если ребенок ему не соответствует — не успевает усваивать или предъявлять усвоенный материал в одном темпе со всеми, он попадает в неблагоприятные образовательные условия, что может отразиться на его психологическом состоянии и перспективах развития. В чем цель сопровождающих дей­ствий педагога и психолога?

В зависимости от конкретных причин низкого темпа деятельности либо помочь ребенку выработать более быстрый темп учебной деятельности, либо приспособить обучение к его индивидуальным психофизиологическим особенностям, найти педагогические формы для успешного усвоения знаний.

Нами разработаны рабочие таблицы для каждого диаг­ностического минимума, в которых перечисляются важнейшие психолого-педагогические требования к содержанию и уров­ню развития показателей психолого-педагогического статуса школьника. Ниже мы переходим к их изложению.

В таблицах № 2-5 представлены общие психолого-педаго­гические требования к содержанию основных параметров ста­туса школьников, обучающихся в параллелях диагностическо­го минимума.

Представленная в них информация чрезвычай­но важна для всех участников сопровождения ребенка в школьной среде. Психолог на основании этой таблицы под­бирает конкретный диагностический материал для проведе­ния минимума, оценивает результаты тестирования и экспер­тных опросов.

Эти требования могут быть положены в основу содержания разрабатываемых им развивающих и психокоррекционных программ, так как они позволяют определить, ка­кие навыки и умения и в каком объеме надо прежде всего формировать у школьников.

Педагог, используя эти табли­цы (или составляя их совместно с психологом для своей конкретной школы, конкретной авторской программы), может оценить используемые им методику и стиль преподавания с точки зре­ния тех навыков и свойств, которые необходимо развить или сформировать у учеников, наметить пути усовершенствования своей работы.

С помощью этих таблиц (точнее, экспертных оп­росов, составленных на их основе, о которых речь пойдет ниже) педагог может оценить успешность обучения, адекватность по­ведения и эмоциональное состояние своих учеников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)