Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджера

Охрана здоровья на работе требует создания принципиально нового подхода к формированию научно обоснованной программы сохранения и укрепления профессионального здоровья. В зарубежной литературе примером такой программы может служить концепция укрепления здоровья на рабочем месте, разработанная Комитетом экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1988 г. Названная концепция — составная часть более общей концепции укрепления здоровья, которая была сформулирована 21 ноября 1986 г. на I Международной конференции по укреплению здоровья в Оттаве. В Оттавской хартии по укреплению здоровья населения «укрепление здоровья» понимается как процесс, позволяющий людям повысить контроль над собственным здоровьем и улучшить его. В хартии особо подчеркивается, что хорошее здоровье является средством социального, экономического и личного развития, а также важным показателем качества жизни.

В отечественных исследованиях психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджера может быть рассмотрено как составная часть концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности менеджеров, которая предусматривает комплекс научно-практических мероприятий, целью которых является не только и не столько изучение менеджера как субъекта трудовой деятельности, сколько повышение эффективности и безопасности его деятельности за счет использования психологических знаний, методов исследования и воздействия.

Особо отметим, что разработка и осуществление мероприятий по сохранению и укреплению здоровья современных руководителей является «сквозной» задачей психологии менеджмента, важной и актуальной на всех этапах управленческой карьеры. Система психологической помощи менеджеру на предприятии должна быть направлена на укрепление его профессионального здоровья и благополучия, на уменьшение случаев возникновения профессиональных заболеваний или деформаций и является важнейшим предметом психологии профессионального здоровья.

Выделяются две главные цели психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров:

  • повышение компетентности в области здоровья, укрепление резервных возможностей профессионала и выработка навыков здорового поведения;
  • профилактика дисфункций, или редукция источников рабочего стресса.

На практике реализация названных целей предполагает использование следующих видов психологической помощи для обеспечения эффективной профессиональной деятельности современных руководителей.

  1. Психологическое просвещение — помощь в овладении психологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствования, повышения психологической компетенции в области связанного со здоровьем поведения (лекции, специальная литература, видео- и аудиоматериалы).
  2. Психологическая диагностика — изучение индивидуально-психологических особенностей, присущих менеджерам, на основе которых оказывается помощь в индивидуализации профессиональной деятельности, повышении ее эффективности, а также самопознании.
  3. Психологическая профилактикапредупреждение возникновения и развития деструктивных психических состояний в профессиональной деятельности руководителя («выгорание», внутренние конфликты и т. д.).
  4. Психологическая коррекция — помощь в исправлении или снятии уже возникших психических состояний или качеств личности, оказывающих негативное влияние на профессиональное здоровье руководителя.
  5. Психологическое консультированиеанализ конкретных ситуаций, возникающих в процессе управленческой деятельности, и помощь в принятии наиболее адекватного решения.
  6. Психологический тренингспециально разработанный комплекс психотехник, упражнений и игр, помогающих в развитии необходимых качеств и умений, позволяющий не только усваивать новые знания, но и формировать умения и навыки (например, здорового образа жизни).

Все виды психологической помощи тесно взаимосвязаны, однако каждый из них имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при планировании мероприятий по психологическому обеспечению профессионального здоровья менеджеров. На каждом этапе управленческой карьеры отдельные виды психологической помощи используются по-своему, их сочетание тоже может быть разным.

Превентивное вмешательство в организации разрабатывается и осуществляется на трех уровнях: индивида, производственной группы и организации в целом, так как действие профилактических программ должно быть направлено не только на отдельного человека (менеджера), но и на малые группы, а также на организацию в целом, с целью обеспечения социальной поддержки в процессе изменения отношений и стиля жизни.

Профилактические программы. Целостный подход к профилактической работе в индустриальных организациях стал складываться начиная с 40-х гг. XX в. Первые программы в этой области были реализованы применительно к проблеме алкоголизма на рабочем месте. Причиной внимания к «алкогольным проблемам» явилась прежде всего очевидность связанных с алкоголизацией экономических потерь (снижение производительности труда, увеличение количества прогулов и т. п.). Следует отметить и высокую заинтересованность руководства организаций в проведении подобных программ. В 1960-х гг. сформировалось осознание того, что организационное окружение может быть местом реализации более широкого круга превентивных мер. В настоящее время наибольшее распространение получили программы управления стрессом и программы, направленные на редукцию риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)