Психологические и психоаналитические предпосылки религии

Исследования теоретиков психоанализа З. Фрейда и К.Г. Юнга внесли свои дополнительные коррективы в учении о гносеологическом познании мира:

  • З. Фрейд ввел понятие индивидуального бессознательного, которое тем или иным образом влияет на мировоззренческие ориентиры и психологическое самочувствие человека. Основой данного явления, по Фрейду, является вытесненное в подсознание неудовлетворенное инстинктивное желание человека.К.Г. Юнг ввел понятие не индивидуального, а коллективного бессознательного. Он назвал его архетипом (греч. arche – первоначало и typos – матрица, форма, вид).

Таким образом, примарные чувства и ощущения человека, сознание, а также индивидуальное подсознание и коллективное бессознательное – вот те компоненты, составляющие основу в познании и усвоении мира; основу для мировоззренческих ориентиров и мироощущения человека.

Психологическим / психоаналитическим источником возникновения религии является наличие или сочетание в человеке двух начал, которые имеют различные основы и могут существовать независимо друг от друга. Это сознательное и бессознательное / подсознательное начала.

Еще Л. Фейербах, задолго до психоаналитиков, в своих «Лекциях о сущности религии» (1849 г.) писал следующее: «Человек со своим Я или сознанием стоит на краю пропасти, являющейся, однако, ни чем иным, как его бессознательным существом, представляющемся ему чуждым».

Дихотомия или противоречие в душе человека сознательного (понятного, близкого, воспринимаемого мира, а потому являющегося априори своим и знакомым) и бессознательного / подсознательного (непонятного, чужого, а потому являющегося враждебным) начал может вызывать чувство дискомфорта, беспокойства и тревоги, а также всевозможных фобий (современные психиатры насчитывают свыше трехсот различных фобий (страхов), среди которых наряду с давно известными встречаются и довольно экзотические, например, «страх самого страха» (СМИ в России, в которых естественный человеческий страх подогревается информационным психотропным терроризмом постоянных сцен насилия, убийства, преступления и т.п.)).

Таким образом, именно бессознательное / подсознательное начало, по мнению исследователей, вызывающее столько необъяснимых и сильных чувств, могут быть, в конечном итоге, основой для возникновения мистических и иррациональных объяснений состояния человека. А это является одним шагом к появлению религиозных идей и представлений.

Необходимо отметить, что религия в этом смысле выполняет не только мировоззренческую, познавательную, но и терапевтическую функцию, в психологическом плане благоприятно воздействующую на психику человека. Здесь имеется ввиду тот факт, что религиозные идеи, обряды и ритуалы, в конечном счете, рассчитаны на снятие и вытеснение негативного психического состояния, источником которого могут быть всевозможные фобии, корни которых заложены в бессознательном начале человеческой психики. Они являются тем выходом, отдушиной или же энергетическим разрядом (как в случае с электрическим током), через который выходит негативная психическая энергия.

Таким образом, у религии существуют психологические детерминанты. Они заключаются в наличии у человека постоянных негативных эмоций, чувства страха, неуверенности в своих силах, неизбежности смерти. Религиозная вера существенно облегчает подобное состояние одиночества перед лицом смерти, болезней, жизненных проблем и трагедий. Она находит объяснение всему происходящему, дает надежду на преодоление всех жизненных трудностей при божественной помощи и участии, на вечную жизнь и возможную встречу с умершими родственными в загробном мире. Тем самым происходит замещение отрицательных эмоций на положительные, которые дают человеку уверенность в завтрашнем дне, рождают чувство радости, облегчения, восторга, умиротворения.

Иными словами, религиозные идеи, обряды и ритуалы настраивают верующего на возбуждение определенных чувств и глубоких эмоциональных переживаний, которые, в свою очередь, содействуют разряжению и нейтрализации негативного чувственно-эмоционального состояния человека. Часто это наступает в момент катарсиса – наивысшего эмоционального возбуждения верующего. Результатом этого является достижение чувства очищения и успокоения.

Этот феномен изменения психического состояния человека основан на гомеопатическом (лечение подобного подобным) принципе воздействия. Его механизм заключается в следующем: религиозные феномены (идеи, обряды и ритуалы) вызывают и возбуждают небольшую часть (по сравнению со всем психическим потенциалом) человеческой энергии, которая и производит гомеопатический эффект нейтрализации глубинных бессознательных / или / приобретенных подсознательных начал человеческого существа.

Наиболее ранний образ бога – это родовой или племенной бог – объединитель и покровитель конкретного рода или племени. Затем возникают представления о межплеменных богах – богах племен-победителей, подчиняющих себе богов завоеванных племен. Так складывается политеизм (многобожие), который в дальнейшем через генотеизм (вера в одного Бога, не отрицающая наличия множества других богов) преодолевается (с той или иной степенью последовательности) в монотеизме (единобожии), свойственном развитым религиям (иудаизм, христианство, ислам).

В той или иной религиозной системе Бог может быть представлен как личный персонифицированный (например, древнегреческий Зевс) или как некая абсолютная безличная субстанция (например, Аллах в исламе). Боги разных народов могут различаться по принципу зооморфности (подобия животным) или антропоморфности (подобия человеку). Так, боги древних греков человекоподобны: они рождены подобно людям, хотя и бессмертны, выглядят похожими на людей, ведут себя как люди. Более того, они не только антропоморфиты, они еще и, в некотором смысле, социоморфиты, ибо между ними установлена некая социальная иерархия, подобно той, которая существовала в древнегреческом обществе. В отличие от этого, единый Бог монотеистических религий находится превыше мира.

В большинстве религий приобщиться к богу человек может через молитву, соблюдение религиозных обрядов и ритуалов, через практическое стремление к праведному образу жизни. Непосредственным источником богопознания является священный текст: Тора – в иудаизме, Библия – в христианстве, Коран – в исламе, Авеста – в зороастризме. У некоторых народов запрещается произносить вслух имя Бога. Такие табу отражены, например, в Ветхом Завете. Имя Бога – «Яхве» – запрещено произносить; при чтении оно заменяется именем «Адонай».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)