Проведение занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности.

Занятия плаванием развивают такие черты личности как: целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Первое занятие плаванием проводится на глубине немного выше коленей для всех детей, второе и третье — на глубине до пояса, а на последующих занятиях глубина зависит от степени освоения занимающимися учебного материала. Если занятия проводятся в бассейне с покатым дном или террасного типа, то эту проблему дети решат самостоятельно и довольно быстро — каждый расположится там, где ему наиболее удобно.

Первые занятия должны быть менее продолжительными — по 5—15 мин. Если температурный фактор не является помехой, то продолжительность занятия зависит только от стажа занятий плаванием; после 4—5 занятий она стабилизируется и доводится до общепринятой нормы.

Физическая нагрузка от занятия к занятию должна постепенно увеличиваться; на каждом из них пик нагрузки приходится на вторую треть основной части, после чего происходит плавное ее снижение.

По своей структуре занятие плаванием делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть занятия может проводиться только на суше или на суше и частично в воде, основная — только в воде, заключительная — в воде и на суше.

Каждая часть занятия имеет свои конкретные задачи, причем основная задача занятия решается именно в основной его части. Занятие строится таким образом, чтобы задачи подготовительной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи занятия, подчинены ей. Например, основная задача занятия — изучение скольжений.

Следовательно, материал подготовительной части должен содержать упражнения, способствующие освоению этого важнейшего элемента техники, подготавливать занимающихся к освоению скольжений — координационно, функционально, физически и т.д.

Основой работы с дошкольниками является занятие с разной продолжительностью в зависимости от возрастной группы:

  1. Младшая группа ( 2-4 года) – 10 – 15 мин
  2. Средняя группа (4-5 года) – 15-20 мин
  3. Старшая группа (5-6 лет) – 20-25 мин
  4. Подготовительная группа (6-7 лет) – 25-30 мин

Подготовительная часть (3-10 мин). Построение занимающихся, перекличка, объяснение задач занятия в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться и в воде), знакомство с подвижными играми.

Основная часть (5-20 мин). Изучение нового материала и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет.

Заключительная часть (2-5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой, т. е. самопроверка освоения материала занятия. Подведение итогов занятия.

В детских садах (особенно в начальный период обучения) педагог находится в воде и оттуда руководит занятием:

  • подает команды, следует во главе строя, указывая голосом и жестами направление движения и его смену;
  • поощряет проявления инициативы и самостоятельности;
  • чередует направляющих;
  • останавливает шалунов и подбадривает робких малышей;
  • постоянно выявляет детей, способных стать лидерами.

В ходе занятий плаванием с ребятами дошкольного возраста могут использоваться следующие виды занятий: учебный, учебно-игровой, игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный.

Учебное занятие посвящается исследованию нового материала. К примеру, на одном из первых уроков дети осуществляют ходьбу на маленькой глубине в разных построениях и разнообразными методами: в шеренгах. «змейкой», по диагонали; грудью и спиной вперед и т.д.

На следующем занятии эти же передвижения усложняются (быстрым шагом, бегом), изучаются новые варианты ходьбы – левым (правым) плечом вперед и т.д. На каждом дальнейшем занятии уместно воспроизводить материал прошлого для его закрепления.

Учебно-игровое занятие подразумевает изучение новых упражнений и их дальнейшее усовершенствование в игре либо игровой форме или же усовершенствование материала предыдущего занятия. На занятии исследуются новые упражнения либо элементы техники, затем проводится игра, включающая только что выученные упражнения, далее эти же упражнения снова изучаются в учебной форме и т.д.

Подвижные игры бывают:

  • командные – дошкольники делятся на отдельные группы, и результат каждого ребенка, его успехи в игре играют важную роль в победе группы;
  • некомандные – дети не делятся на группы, каждый выступающий самостоятельно выполняет задания;
  • сюжетные – построены на исполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т.д.

Обучения массового купания, возможно, осуществлять с дошкольниками в летнее время на природных водоемах, придерживаясь при этом требуемые правила. Занятия данного вида, как правило, призваны помогать закаливанию ребенка, активному развитию двигательной системы, выработке умения ориентироваться в воде, совершенствованию прежде полученных навыков.

Место занятий плаванием в режиме дня.

Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы.

При включений в режим дня занятий по плаванию в него вносятся изменения.

Занятия по плаванию должны проходить не ранее чем через 40 мин после еды и не позднее, чем за 1,5-2 ч до ночного сна.

Наиболее целесообразно проводить занятия в следующие промежутки времени:

  1. Утром до завтрака с 7.30 до 8.30 ч.
  2. После завтрака с 9.30 до 12.30 ч.
  3. После дневного сна с 15.30 до 16.30 ч.

Обучение плаванию проходит в форме групповых занятии. Количество занятий не менее  двух раз в неделю. Группы делят на подгруппы. Длительность занятий в разных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, а также от периода обучения.

В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере привыкания детей к воде, их длительность постепенно увеличивается:

  • 1 младшая группа от 5-10 до 15
  • 2 младшая группа от 8-10 до 20
  • средняя группа от 15-20 до 25-30
  • старшая группа от 20-25 до 30
  • подготовительная от 25 до 30

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная со второй младшей группы, но некоторые начинают занятия раньше.

Этапы обучения.

Первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами. Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безболезненно и уверенно с помощью взрослого самостоятельно передвигаться по дну, совершать простые действия, играть.

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно.

На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды хотя бы краткое время, получают представление о ее выталкивающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд (10 раз).

В результате третьего этапа дети должны уметь проплыть 10-15 м в мелкой воде (по грудь), сохраняя согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

На четвертом этапе, продолжаются усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.

Каждый из этапов условно может быть «привязан» к определенному возрасту детей:

  • ранний и младший возраст;
  • младший и средний дошкольный возраст;
  • старший дошкольный возраст;
  • старший дошкольный и младший школьный возраст.

Такая возрастная периодизация начального обучение плаванию имеет, естественно, относительный характер. Правильно организованный процесс обучения плаванию, оказывает разносторонне развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательный и воспитательный эффект.

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку; сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Занятия должны проводиться систематически. Это очень важно, ведь обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом.

При систематических занятиях осуществляется последовательность и периодичность, как в организации занятий, так и в расположении учебного материала. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнений н игр.

Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия по программе, предусматривающей изменения упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка.

Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметом в руках я т.п.) является одним из условий обучения детей. В этом – залог усвоения более сложных приемов плавания, их техники.

Принцип наглядности при обучении плаванию – один из ведущих.

Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено. Большое значение имеет взаимосвязь показа – с живым, образным словом – рассказом, объяснением.

Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приемов.

Решающую роль в оформлении навыков плавания играют упражнения – это основное средство обучения.

Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом:

  1. Разучивание движений ног: на суше (имитация) и с опорой на месте в воде; в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания; в скольжении с опорой н без опоры с согласованием дыхания; плавание, совершая гребковые движения руками.
  2. Разучивание движений рук.
  3. Разучивание способа плавания в целом.
  4. Совершенствование плавания.

Во время обучения движениям и овладения ими меняется их характер.

Движения связаны с разной степенью координации – от простого к сложному, отражая разные уровни обученности.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения -стремиться к тому, чтобы упражнения доставляли радость и удовольствие, побуждали к стремлению научиться хорошо плавать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)