Процесс циркуляции слухов

Многолетними полевыми наблюдениями, исследованиями и экспе­риментами выявлены три характерные тенденции преобразования фа­булы в процессе распространения слуха.

Сглаживание. Тенденция состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают, сюжет становится короче и функциональнее.

Заострение. Сохранившиеся детали выдвигаются на передний план, высвечиваются более выпукло; увеличиваются их масштаб и со­циальная значимость.

Сюжет может обрастать новыми, первоначально отсутствовавшими деталями, которые способствуют его «функциона- лизации».

В самых элементарных примерах цвета и марки столкнув­шихся автомобилей могут исчезнуть (сглаживание), зато на месте од­ного раненого пассажира образуется «гора трупов» (заострение); внешность и одеяние драчунов забудутся, но драка с двумя участника­ми «виртуально» вырастет в массовую потасовку и т. д.

Эти грубые примеры нуждаются, однако, в решающем уточнении, поскольку именно в деталях, как всегда, «кроется дьявол».

Какие именно детали исходного события будут подвергнуты сгла­живанию, а какие, наоборот, заострены, определяется стереотипами и установками аудитории.

Например, в некоторых африканских культу­рах с сильно развитой цветовой символикой как раз цвет столкнувших­ся автомобилей часто становится самой важной деталью и подвергается заострению, а не сглаживанию: цвет морской волны превращается в синий, бордо — в красный и т. д.; от этого зависит символический смысл происшествия.

Впрочем, и в Советском Союзе, где черный цвет автомобиля обычно означал его официальный статус, авария черной «Волги», а тем более «Чайки» иногда возвышалась молвой до государ­ственного события.

Внешность и одежда участников конфликта, как говорилось, могут остаться за порогом внимания и запоминания, но если такие детали де­монстрируют принадлежность к различным расовым, этническим, ре­лигиозным или сословным группам, а отношения между этими группа­ми в данный период напряжены, то цвет кожи, глаз, волос, качество костюмов, марки автомобилей и прочее заслонят все остальное.

Каким бы поводом ни был вызван конфликт, он будет интерпретирован мас­совым сознанием как национальный, конфессиональный или классо­вый, а это уже может дать импульс соответствующим продолжениям; фабула циркулирующего слуха воплотится в действия людей.

Приспособление. Тенденция заключается в следующем: под стереотипы и установки подстраивается отдельная деталь сюжета без выраженных признаков сглаживания или заострения, но таким обра­зом, что это решительно изменяет психологическое содержание ин­формации.

Данный феномен американским психологам удалось смоделировать в экспериментальных условиях. Для участия в эксперименте пригла­шались группы испытуемых — белых граждан южных штатов США.

Первому из вошедших в комнату предъявлялся фотокадр, на котором дрались два молодых человека — белый и черный, причем у белого в руке была открытая бритва. Кадр экспонировался на экране в течение трех секунд и больше не появлялся.

Испытуемый, видевший фотогра­фию, пересказывал ее содержание следующему, после чего выходил из комнаты, второй пересказывал услышанное третьему и т. д. В процес­се трансляции оставались неизменными драка, количество и цвет кожи ее участников и бритва.

Не происходили ни сглаживание, ни заостре­ние: драка не превращалась в беседу, не устранялось расовое различие, не возникало массовое побоище и даже ни разу вместо бритвы не по­явился, например, револьвер.

Зато стабильно (эксперимент проводил­ся неоднократно) срабатывал один и тот же эффект: бритва находилась в руках только черного противника, тем самым распространялась ин­формация об агрессивности негра. Эффект, регулярно повторявшийся у взрослых, не имел места в экспериментах с детьми.

Отношение к феномену слухов как таковому существенно зависит от типа политической власти.

В демократической системе слухи считаются нормальным явлением общественной жизни. Допускается оптимальное соотношение опреде­ленности и неопределенности, которое делает систему более аморфной, но вместе с тем внутренне разнообразной, а потому гибкой и адаптив­ной.

Соответственно, в демократическом обществе никогда не ставит­ся задача ликвидации слухов вообще как социального феномена.

Прак­тические задачи ограничиваются выстраиванием слухоустойчивой среды в рамках отдельных, относительно замкнутых групп (воинское подраз­деление, экспедиция, политическая партия, предприятие, фирма и т. д.), при проведении избирательных и прочих кампаний, а также противо­действием конкретному циркулирующему слуху.

При этом различают профилактические (предупреждающие) и оперативные меры.

В восьмой главе «Мертвых душ» блистательно, весьма реалистич­но и в лицах описано, как слухи, один другого нелепее, начали возни­кать и распространяться по городу, чуть только выяснилось, что глав­ный герой занимается какими-то непонятными махинациями.

Дошло до того, что Чичиков — это на самом деле плененный Наполеон, кото­рого англичане инкогнито заслали в Россию. И тут же горожане стали обнаруживать внешнее сходство между ним и свергнутым француз­ским императором, «особенно в профиль»…

Благоприятную почву для слухов создает скука. Н. В. Гоголь, рас­сказывая о причине столь бурных страстей вокруг персоны Чичикова, подчеркнул, что три месяца перед тем не было никаких событий, вестей или хотя бы сплетен, которые, «как известно, для города то же, что своевременный подвоз съестных припасов».

Циркулирующие слухи насыщают жизнь социума виртуальными псевдособытиями, которые способны частично компенсировать собы­тийную разреженность и дефицит эмоционального возбуждения.

Од­нако такая форма психологической компенсации (другие формы — злоупотребление алкоголем и т. д.), со своей стороны, влечет опасность непредсказуемых действий и потери контроля, часто становится пер­вым признаком разложения группы.

Опытные офицеры знают, как вредно надолго оставлять солдат без дела, что это чревато потерей дееспособности подразделения.

Профилактическая работа со слухами — процесс творческий, здесь иет простых и однозначных инструкций на все случаи жизни.

Для при­нятия эффективных мер необходимо адекватно оценивать коммуника­тивную обстановку, прежде всего такой ее параметр, как доверие к ис­точнику.

Когда есть уверенность в том, что данный источник информации (политический, административный, профсоюзный лидер, журналист, газета, радио- или телеканал и т. д.) в данной аудитории пользуется высоким доверием, целесообразна «лобовая» атака.

При этом без оби­няков пересказывается сюжет слуха, самокритично объясняются его причина и повод и излагается альтернативная или более приемлемая версия.

Еще один эффективный инструмент оперативного противодействия слухам — юмор: веселая своевременная шутка для слухов подчас убий­ственнее, чем целая серия мероприятий. Само собой разумеется, что при этом также необходимо уделять предельное внимание мелочам, памятуя об инерции восприятия.

Для разработки профилактических мероприятий необходимо оце­нивать факторы возникновения слухов. Слухоустойчивость среды тре­бует:

  • высокой оперативности и систематичности официальных сооб­щений;
  • неизменно высокой достоверности сообщений;
  • систематической и хорошо отлаженной обратной связи между источником информации и аудиторией для своевременного и по возможности опережающего реагирования на динамику интере­са к сообщению (слуху);
  • оптимального эмоционального насыщения жизни, распределения ролей и функций согласно индивидуальным способностям и на­клонностям, исключая ситуации бессобытийности и неудовлет­воренности личностным статусом.

Например, при грамотной организации политической кампании кон­сультативное сопровождение складывается из трех тесно взаимосвя­занных и взаимодополняющих функциональных единиц: исследователь­ской команды (research team), команды продвижения, или усиления (reinforcement team), и команды конверсии (conversion team).

Согласно аналогии, первая обеспечивает разведку местности и обстановки, вто­рая — наступательные операции (усиление позитивных черт образа), третья — прикрытие флангов и тыла (коррекцию негативных черт об­раза, предупреждение ударов противника по уязвимым точкам).

Последняя из перечисленных функций наиболее увлекательна и тре­бует особой психологической подготовки.

Конверсоры ответственны за то, чтобы в процессе кампании не происходило неприятных сюрпри­зов, чтобы неблагоприятные в глазах данной аудитории черты лично­сти и биографии клиента не стали причиной провала и любые возмож­ные «подлянки» со стороны противников оборачивались против них же.

В комплекс этих задач входят, конечно, предотвращение и ликви­дация вредоносных слухов.

Для успешного выполнения задач конверсор обязан заранее отсле­дить и знать все те «лакуны», в которых мог бы возникнуть слух, и предвосхитить нечистоплотные приемы, какие могли бы использо­вать конкуренты (потенциальное разнообразие таких приемов не столь велико, как кажется неискушенному наблюдателю).

Если стратегия вы­строена психологически верно, информационные лакуны заполняются своевременно и функционально и на каждый возможный наезд про­тивника заготовлен оперативный ответ, есть уверенность, что резуль­тат кампании будет максимально возможным.

В таком случае против­никам целесообразно воздерживаться от нападок и поливания грязью, так как все это обернется для них эффектом бумеранга, и заниматься образом собственного клиента.

В данной главе не затронуты психологические технологии манипу­ляции сознанием и поведением людей, которые имеют наибольший успех в стихийных группах. Рассмотренные феномены поведения позволяют получить представление о том, как влиять на коммуникативную специ­фику информационных процессов в организациях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)