Противоположные подходы к сущности конфликтов

Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что он рассматривается, во-первых, как всеобщее явления, во-вторых, что он далеко не всегда носит отрицательный характер и что, наоборот, лишь общество, где имеется возможность для постоянного выявления конфликтов и их разрешения, сможет считаться по-настоящему стабильным.

При этом подчеркивается, что лишь отдельные разновидности конфликтов могут носить для общества действительно разрушительный характер, но в целом наличие конфликтов не означает тенденции к разрушению стабильности общества (естественно, при условии постоянного выявления и урегулирования конфликтов).

Другая точка зрения, которую в прежние годы олицетворял в первую очередь марксизм, особенно в ленинской формулировке, исходила из того, что конфликты невозможно примирить или, что их примирение возможно только через уничтожение одной из противостоящих в конфликте сторон.

Большевики утверждали, что противоречия по поводу собственности между пролетариатом и буржуа настолько глубоки и неразрешимы, что дальнейшее развитие мира мыслилось только через физическое уничтожение одного из противоборствующих классов и таким образом преодоления базы этого основного конфликта.

Отсюда делался вывод, что конфликт – это временное явление, и возможно достижение, по сути, бесконфликтного общества, каким виделся коммунизм (исчезновение социальных конфликтов).

Правда, жизнь потом показала, что на смену прежнему буржуа в тоталитарном обществе, где нет частной собственности, приходит бюрократ, который, фактически, занимает место этого прежнего буржуа в этой конфликтной связке.

Все это, а главное то, что советский политический строй не справился с этой задачей, не сумел создать общество равных людей, усилило на Западе понимание необходимости поиска согласия для разных классов.

Однако, возникает вопрос, как совместить поиск согласия в современном западном обществе с тем, что западные теоретики одновременно исходят из всеобщности конфликта, его неуничтожимости, невозможности существования общества без конфликтов?

Интересно
Современная наука дает такой ответ на этот вопрос. Конфликт – это не дисфункция, не аномалия, а нормальное состояние общества.

Проблема состоит не в том, что есть конфликт, а в том, что он не разрешается. Только разрешая конфликты, общество движется в своем развитии.

Марксизм же выступал, скорее, не за разрешение и урегулирование социального конфликта, сколько за его «снятие», что на практике должно было осуществиться через революцию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)