Прокуратура и иные правоохранительные органы

В системе правоохранительных органов прокуратуре отделено особое место. Связано это с тем, что по своей природе ее сложно отнести к какой-либо из ветвей государственной власти. Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами. Однако до сих пор не решен вопрос об отнесении прокуратуры к одной из трех ветвей власти ввиду своеобразия реализуемых ею полномочий.

Поэтому распространено мнение, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти, а представляет собой самостоятельную (прокурорскую) власть. Существуют и иные точки зрения. Эта неопределенность и сказалась в том, что в Конституции РФ прокуратура закреплена в главе 7 «Судебная власть», хотя к этой ветви не относится.

Систему органов прокуратуры РФ составляют:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  • научные и образовательные учреждения (Академия Генеральной прокуратуры РФ), редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами (журнал «Законность» и др.);
  • прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Под территориальными органами прокуратуры понимается совокупность органов и учреждений прокуратуры, реализующих свои функции в пространственных пределах, определяемых государственным и административно-территориальным устройством страны. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ на пять лет.

В системе органов прокуратуры РФ существует четкая система централизации и подчиненности прокуроров Генеральному прокурору РФ. Поэтому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственности власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.

Для занятия этой должности кандидат на должность прокурора субъекта РФ должен иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее 5 лет и возраст не менее 30 лет. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам. Для занятия этой должности кандидат на должность прокурора района должен иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее 3 лети, возраст не менее 25 лет.

Структура Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы. Также в структуре Генеральной прокуратуры РФ есть Главный военный прокурор РФ. Он в свою очередь является первым заместителем Генерального прокурора РФ.

Территориальные органы прокуратуры. В каждом субъекте РФ действует соответствующая прокуратура республики, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Возглавляют их прокуроры субъектов РФ. В структуре этих прокуратур создаются управления и отделы.

Прокуратуры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов (городов), специализированных прокуратур, подчиненных прокуратурам субъектов РФ. Они принимают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных им сотрудников.

В состав районных, городских и приравненных к ним специализированных и иных прокуратур входят: соответствующие прокуроры, заместители прокурора, помощники и старшие помощники прокурора. В случае образования отделов в указанных прокуратурах также устанавливается должность начальника отдела.

В настоящее время существует несколько видов специализированных прокуратур:

  • военные прокуратуры;
  • транспортные прокуратуры;
  • по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО);
  • природоохранные прокуратуры;
  • прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Функции прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации» на нее возложены:

  • реализация основной функции прокуратуры — прокурорского надзора;
  • осуществление уголовного преследования;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • осуществление координации деятельности по борьбе с преступностью;
  • участие в рассмотрении дела судами;
  • международное сотрудничество.

Прокурорский надзор – направление деятельности прокуратуры РФ, которое распространяется на многие сферы урегулированных законом общественных отношений.

Следует отметить, что принимаемые в ходе осуществления этих полномочий акты прокурорского реагирования имеют преимущественно информационный характер. Если прокурор опротестовывает не соответствующий, по его мнению, закону правовой акт, он только требует от органа, принявший такой акт, устранить такое нарушение. Окончательное решение по протесту примет или уполномоченный на этот орган, или суд.

Функция уголовного преследования, реализуемая прокурором, существенно изменилась с 2007 г. Оставаясь участником этой деятельности, прокурор сейчас утратил многие полномочия. Тем не менее прокурор наделен правом истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения.

Участие в правотворческой деятельности. Следует отметить, что Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы. Но, участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры наделены правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в законодательство.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов направлено на выявление коррупционных факторов в тексте нормативных актов. Координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федерального федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется ГПК РФ, АПК РФ, КАС. Реализуя эту функцию, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

Также Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Органы, осуществляющие уголовное преследование, принято подразделять на три типа:

1. Органы предварительного следствия. На них возлагается выполнения в порядке, установленного уголовно-процессуальным законодательством, действия по собиранию, исследованию, оценке доказательств, оформлению соответствующих материалов, необходимых для принятия конных и обоснованных решений в связи с совершенными преступлениями и установлением или не установлением виновных.

Выводы органов такого рода о виновности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, могут быть сугубо предварительными. Признать их виновными в совершении преступлений и подвергнуть уголовным наказаниям вправе только суд. Непосредственно предварительное следствие осуществляют должностные лица, именуемые следователями Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, внутренних дел РФ.

2. Органы дознания. Их деятельность во многом сходна с тем, что по закону называется предварительным следствием. Но она осуществляется либо предварительного расследования в форме дознания уголовного дела, как правило, о преступлениях, не представляющих большой сложности и не являющихся тяжкими либо особо тяжкими, либо путем выполнения неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым должно производиться предварительное следствие.

К их числу относятся:

  • органы внутренних дел;
  • пограничные органы федеральной службы безопасности;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
  • следователи Следственного комитета Российской Федерации;
  • таможенные органы Российской Федерации.

Эти должностные лица по уголовным делам указанных категорий уполномочены принимать лишь решения о возбуждении уголовных дел и производить по ним неотложные следственные действия, т.е. действия по обнаружению и фиксации следов преступления «по горячим следам».

3. Органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность. Такого рода деятельность, как предусмотрено Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», является видом деятельности, осуществляемой гласно и негласно посредством проведения оперативно – розыскных мероприятий (опрос граждан, наблюдение, обследование помещений или зданий, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К органам, осуществляющим оперативно – розыскную деятельность, отнесены оперативные подразделения следующих государственных органов:

  • внутренних дел и федеральной службы безопасности;
  • Федеральной службы охраны РФ;
  • Федеральной таможенной службы РФ;
  • Службы внешней разведки РФ;
  • Федеральной службы исполнения наказания РФ.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)