Профессиональные стандарты

Трудовой кодекс определяет «профессиональный стандарт» как квалификацию, необходимую работнику для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайте программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты», где размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

В перспективе планируется замена Единых тарифно-квалификационных справочников и Единого квалификационного справочника профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время. Но такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.

В случае, если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В этой связи изменения в наименованиях должностей (профессий рабочих, специальностей) не требуется.

Структурой профессионального стандарта предусмотрено описание квалификационных характеристик по одной или нескольким обобщенным функциям с указанием возможных наименований должностей. Если в разделе «Возможные наименования должностей» профессионального стандарта нет наименований заместителей руководителей, то их должностные обязанности и требования к квалификации могут определяться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.

В профессиональном стандарте указаны требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения обобщенных трудовых функций и трудовых функций, а не требования к конкретным должностям

Требования к конкретной должности определяются, исходя из того, выполнение каких трудовых функций предполагается по данной должности. Поэтому в профессиональном стандарте могут указываться разные образовательные траектории, и работник может соответствовать требованиям одной из них. Это положение действует и в отношении требований к опыту практической работы, указанных в профессиональном стандарте.

Интересно
Изменения в профстандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации.

Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23. Профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда, размещаются в справочных системах правовой информации.

Реестр профстандартов включает в себя профстандарты по 33 отраслям и стандарты сквозных видов профессиональной деятельности в промышленности.

Минтруд России уведомляет на своем официальном сайте о разработке профстандарта специалиста розничных продаж товаров и приводит описание разрабатываемого профессионального стандарта.

Профстандарт «Специалист розничных продаж товаров» будет разработан для всех специалистов розничной торговли, работающих в продажах, а именно:

  • директор по продажам;
  • заведующий отделом (супервайзер);
  • товаровед (специалист по приемке товара);
  • старший продавец;
  • продавец-консультант;
  • продавец-кассир;
  • пециалист по выкладке и продвижению товара (мерчендайзер).

Наименование области профессиональной деятельности, к которой относится профстандарт – 40 «Сквозные виды профессиональной деятельности».

Профстандарт: 40.062 «Специалист по качеству продукции» по набору функций близок к функциям товароведа по ЕТКС. В частности, данный профстандарт в числе трудовых функций предусматривает подготовку заключения о соответствии качества поступающих в организацию сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий стандартам, техническим условиям и оформление документов для предъявления претензий поставщикам; организацию не предусмотренных технологическим процессом выборочных проверок качества готовой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, качества и состояния технологического оборудования и инструмента, условий производства, хранения и транспортировки продукции.

К числу необходимых знаний относятся, в числе других:

  • Национальная и международная нормативная база в области управления качеством продукции (услуг).
  • Основные методы определения требований потребителей к продукции (услугам).
  • Основные методы квалиметрического анализа продукции (услуг) при эксплуатации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)