Проблема классификации наук

Исторический аспект классификации. Классификация наук в виде группировки систематизации знания на основании сходства определенных свойств.

Классификация наук Ф. Бэконом (1561–1626) на основе способностей человеческой души: памяти соответствует история, воображению — поэзия, разуму — философия.

Интересно
Метафора дерева для организации наук по Р. Декарту (1596–1650): корневищем является метафизика (наука о первопричинах), стволом — физика, крона включает в себя медицину, механику и этику.

Систематизация наук В.Н. Татищевым (1686–1750) по принципу полезности. «Нужные» науки – богословие, логика, физика, химия; «щегольские» – различные искусства, «любопытные» – астрология, хиромантия, физиогномика, «вредные» – гадание и колдовство.

Группировка наук О. Контом (1798–1857): начальная – математико-астрономическая, промежуточная — физико-химическая, конечная – биолого-социологическая.

Классификация наук на основе форм движения материи – от низшего к высшему, от простого к сложному (Ф. Энгельс (1820– 1895)): механика – физика – химиям – биология – социальные науки.

Основные методы классификации научного знания: предметный подход, методологический подход, практико-ориентированный подход.

Естествознание выступает принципом организации познавательного и организационного процесса познания. Формируются представления о «научной картине мира» как базисе, объединяющем естественнонаучное знание в единое целое.

Взаимоотношение естественнонаучного и гуманитарного знания основано на двух позициях:

  • все науки (гуманитарные и естественные) – это науки о природе;
  • гуманитарные науки обладают спецификой.

Возникновение теоретического знания связано с социологией в представлениях философа, историка, социолога и экономиста М. Вебера (1864– 1920).

Этот аспект демонстрирует возможность интеллектуализации социально гуманитарного знания правилами логики и методологии. Появляется двойная направленность научной деятельности: технология вычисления и методы размышления.

Особым показателем разделения наук на естественные и гуманитарные является вопрос о смысле.

Интерпретация становится определением понимания и определяется как основной метод гуманитарного знания в учении Ханса-Георга Гадамера (1900–2002). Предпринимается попытка объяснения единого поля научного знания через выявление предельно общих понятий всех наук (Г. Риккерт (1863–1936)).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)