Признаки отражения путей воспитания нравственности и эстетических чувств

Признаки, отражающие пути воспитания нравственности, эстетических чувств через эстетически грамотное оформление среды и участие в совместном музицировании, рассказывании, широкую терпимость к различным идеалам, в том числе религиозным.

«Новая школа» должна быть местом красоты, как отмечала Эллен Кей. Порядок – вот первое условие для этого, точка отправления.

Прикладное искусство, которым занимаются и окружают себя в школе, ведет к чистому искусству, способному пробуждать в артистических натурах самые благородные чувства.

Совместная музыка (хоровое пение, оркестр) оказывает на тех, кто ее любит и ею занимается, самое глубокое и облагораживающее влияние.

Интересно
Воспитание нравственного сознания у детей происходит, главным образом, путем рассказов, вызывающих у них непосредственные реакции, настоящие нравственные оценки, которые, повторяясь и усиливаясь, влияют в конце концов и на самих этих детей, и на других. Такова цель «вечерних чтений» в большой части новых школ.

Воспитание практического разума у подростков совершается главным образом путем размышлений и изучения касающихся естественных законов умственного прогресса, личного и общественного.

Большая часть «новых школ» в религиозном отношении характеризуются широкой терпимостью ко всем различным идеалам, поскольку они воплощают стремление к духовному совершенствованию человека.

Признаки, отражающие вопросы организации жизни школьного коллектива.

Как и учебная деятельность, жизнь детского коллектива строится не на признании власти какого-либо внешнего авторитета, а па приобретении личного опыта, как линии индивидуального поведения, так и правил совместной жизни, опыта пользования свободой.

Нравственное воспитание, как и умственное, должно осуществляться не извне, с помощью внешнего авторитета, а изнутри, путем опыта и постепенного использования критического разума и все расширяющейся свободы.

Основываясь на принципе детского самоуправления, некоторые «новые школы» ввели у себя систему школьных республик

При этой системе фактическим верховным органом управления является общее собрание, состоявшее из директора, преподавателей и воспитанников, а иногда даже служащих. Это общее собрание вырабатывает школьные правила.

При невозможности внедрить полную демократическую систему большая часть «новых школ» представляет конституционные монархии: воспитанники избирают старост или префектов с определенной ответственностью.

Различного рода общественные обязанности дают возможность осуществлять принцип действенной взаимопомощи. Эти работы для общего блага поручаются поочередно всем маленьким согражданам.

Награды или позитивные санкции состоят в том, что творческим умам дается возможность развивать свои способности. Они применяются к свободной работе воспитанников и усиливают, таким образом, дух инициативы.

Наказания или негативные санкции находятся в прямой связи с совершенным проступком. Это значит, что их задача – с помощью соответственных мер сделать ребенка способным с успехом достичь в будущем той цели (хорошей), которую он достиг плохо или совсем не сумел этого сделать.

Соревнование происходит главным образом путем сравнения ребенком своей теперешней работы со своей прежней работой, а не только сравнивая свою работу с работой товарищей.

На основе принципов «новой школы» можно проанализировать опыт воплощения этих идей в первой трети XX в., так и их трансформацию в теории и практике сегодняшнего времени. В том или ином виде их можно найти у многих активных деятелей педагогики того времени (Дж. Дьюи, Д. Декроли, С. Френе, Килпатрик, Паркхерст и др.).

Так, у Килпатрика программа нового воспитания включала:

  1. Внутренний учебный материал (т.е. вытекающий из природы и интересов учащихся).
  2. Целесообразную деятельность.
  3. Обучение как непрерывную перестройку жизни и поднятие ее на высшие ступени – вот три основы новой педагогики.

В идеальном варианте школа превращается из обычного «места учебы» в «место жизни», удовлетворяющее потребности детей в интеллектуальной, творческой, нравственной и трудовой активности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)