Приостановление действия и аннулирование лицензии

Общий порядок осуществления лицензионной деятельности в Российской Федерации предполагает возможность применения к лицензиатам, а также лицам, желающим вступить в лицензионные правоотношения некоторых мер административного принуждения в случае нарушения ими норм лицензионного законодательства в той или иной форме.

Среди таких мер выделяются меры предупредительные (например, отказ в выдаче лицензии по основаниям, предусмотренным законом), меры ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой), а также меры пресечения.

В качестве мер пресечения противоправного поведения субъектов лицензионных правоотношений законодательство о лицензировании предусматривает приостановление действия лицензии, а также аннулирование лицензии.

По своему характеру пресекательные меры принуждения, применяемые в лицензионном праве, являются санкциями, т.е. служат мерой воздействия, применяемой в качестве обеспечения исполнения норм лицензионного законодательства. Аналогичные санкции были предусмотрены еще ч. 3 ст. 1573 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР).

Однако их применение изначально было сопряжено с определенными трудностями, поскольку указанные санкции не были упомянуты в перечне ст. 24 КоАП РСФСР и, таким образом, их нельзя было отнести к административным взысканиям или мерам административной ответственности.

Приостановление действия лицензии или ее аннулирование невозможно было отождествить также с административным взысканием в виде лишения специального права, поскольку п. 5 ст. 24 КоАП РСФСР определял только три разновидности упомянутого взыскания: лишение права управления транспортным средством, права охоты, а также права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ не помог разрешению данной проблемы: список административных взысканий, применяемых за перечисленные в Кодексе административные правонарушения не пополнился за счет внесения новых видов.

Ст. 3.2 КоАП РФ также содержит указание на административное наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, однако его применение, по-прежнему, связано с лишением лишь определенных видов прав, указанных в специальных статьях КоАП РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующее административное законодательство не относит приостановление действия и аннулирование лицензий к мерам административной ответственности.

О специальных мерах лицензионной ответственности говорить не приходится, поскольку и приостановление действия, и аннулирование лицензии не возлагают на нарушителей лицензионного законодательства дополнительных обязанностей, а лишь предполагают лишение ранее предоставленного права на осуществление определенного вида деятельности временно  или на постоянной основе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» было предусмотрено отнесения полномочий по приостановлению действия и аннулированию лицензии к ведению лицензирующих органов. Последние, таким образом, самостоятельно выявляли нарушения лицензиатом лицензионных требований и применяли указанные выше санкции.

Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» иначе определил порядок приостановления и прекращения лицензионных отношений. Обе процедуры рассматривались законодателем в логической последовательности: аннулированию лицензии предшествовало приостановление ее действия на срок устранения выявленных лицензирующим органом нарушений норм лицензионного законодательства.

При этом процедура приостановления действия и аннулирования лицензии, предусмотренная Федеральным законом от 25 сентября 1998 г., отличалась определенной спецификой.

В соответствии с п. 3 ст. 13 указанного закона с заявлением в суд вправе были обращаться не только орган, выдавший лицензию, но и орган государственной власти, выявивший нарушение статуса лицензиата при осуществлении надзорных полномочий, однако, п. 4 этой статьи была предусмотрена возможность аннулирования лицензии по инициативе лицензирующего органа.

Неоднозначное истолкование указанных предписаний едва ли возможно. В последнем случае законом был определен порядок аннулирования лицензии при неустранении лицензиатом нарушений, выявленных выдавшим лицензию органом, т.е. в случае приостановления действия лицензии. Органы государственного надзора и контроля инициировать аннулирование лицензии были не вправе.

При выявлении нарушений государственные органы обязаны были сообщить о них лицензирующему органу, выдавшему лицензию. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливался законодательством РФ и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)